Особое внимание на прошедшем I Международном конгрессе «Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России» было уделено законопроекту, вносящему изменение в законодательство об оценочной деятельности по вопросам осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. О том, какие вопросы предлагается решить с его принятием, – в нашем материале.
Находящимся в настоящее время на рассмотрении в Госдуме законопроектом № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» предлагается установление общих принципов проведения кадастровой оценки и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке, определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах ее определения. Стоит отметить, что определение кадастровой стоимости недвижимости, несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, является частью общей системы стоимостной оценки имущества, регулируемой Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Поэтому нормы, посвященные определению кадастровой стоимости, важно отразить в Законе об оценочной деятельности. В связи с этим законопроект предлагает дополнить Закон об оценочной деятельности гл. III1 «Государственная кадастровая оценка». В ней предлагается дать определение государственной кадастровой оценки, под которой понимается определяемая методами массовой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, утвержденная в установленном порядке.
Введение такого определения позволит избежать неоднозначной и в ряде случаев неверной интерпретации результатов оценки, а также во многом облегчит разработку полноценной системы федеральных стандартов оценки стоимости имущества.
Вся процедура кадастровой оценки согласно законопроекту включает в себя следующие мероприятия:
- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;
- определение кадастровой стоимости и составление отчета об оценке;
- экспертизу отчета об оценке кадастровой стоимости;
- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
- публикацию утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;
- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр объектов недвижимости.
Законопроектом устанавливается периодичность государственной кадастровой оценки (ст. 2412 гл. III1) – не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет (аналогичный период применяется сейчас для кадастровой оценки земель). Причем государственная кадастровая оценка должна проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, а отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости – в соответствии с законодательством о закупках для государственных и муниципальных нужд.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости могут быть только оценщики, удовлетворяющие требованиям Закона об оценочной деятельности и дополнительно застраховавшие свою ответственность на сумму не менее 30 млн руб. Этот договор должен быть заключен в течение 5 дней после выбора исполнителя работ, но до даты начала работ по определению кадастровой стоимости. Эти работы должны выполняться в соответствии с Законом об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами саморегулируемой организации оценщиков.
Заложенный в проекте подход позволит не только сохранить единую систему оценки имущества, но и учесть специфику определения кадастровой стоимости, а также необходимость обеспечения дополнительной ответственности, которая возникает при оценке большого количества объектов недвижимости для целей налогообложения и иных целей с учетом последствий данной оценки.
Проектом предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в специальной комиссии в досудебном порядке, а в случае недостижения согласия споры будут разрешаться судом (гл. III1 «Государственная кадастровая оценка», ст. 2419 «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости»).
Процедура урегулирования споров, предлагаемая в законопроекте, позволяет уточнять результаты определения кадастровой стоимости, получать информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости и уточнять их характеристики, повышать достоверность получаемых результатов. Это приведет к сокращению количества обращений в суд об обжаловании в связи с повышением точности информации, используемой для проведения кадастровой оценки.
В заключение остается только добавить, что законопроект, призванный обновить законодательство об оценочной деятельности, до конца этого года должен пройти первое чтение.