Многокилометровые очереди фур на границе давно стали притчей во языцех. Эта «аномалия» не только отравляет жизнь тем, кто связан с внешнеэкономической деятельностью, но и способствует коррупции, которой, как известно, объявлен «последний и решительный бой». Предполагается, что одним из ощутимых ударов по названным безобразиям станут Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 (далее – Правила). Будет ли так действительно или же получится «как всегда»? Попробуем разобраться.
Правила устанавливают, что контроль в пунктах пропуска осуществляется подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля. Отметим, что далее они именуются государственными контролирующими органами (этот нюанс нам еще понадобится). Обсуждаемый документ не применяется в отношении товаров, перемещаемых физлицами для непредпринимательских целей.
Согласно п. 2 Правил такой контроль должен обеспечивать:
- минимизацию времени его проведения;
- исключение дублирующих функций и действий;
- сокращение количества взаимодействий должностных лиц вышеуказанных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа «одного окна».
Исходя из названного принципа перевозчик (его представитель) одновременно с «чисто таможенными» документами представляет документы, необходимые для иных видов контроля, таможеннику, который передает их по принадлежности. Ознакомившись с документами, чиновники разных ведомств дают таможне свое добро либо информируют о целесообразности проведения осмотра или досмотра. А в последнем случае нежелательного взаимодействия чиновников с подконтрольными лицами уже никак не избежать.
Согласно п. 13 и 14 Положения о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.2005 № 50 (далее – Положение), осмотр и досмотр может проводиться в присутствии лиц, обладающих соответствующими полномочиями в отношении транспортных средств, грузов и товаров.
При этом Правила не уточняют, что именно может побудить чиновников не ограничиться проверкой документов.
Обратим также внимание на то, что Положение, которое никто не отменял и не изменял, предусматривает и такие методы контроля, как устный опрос (применяется для уточнения информации, полученной в ходе проверки документов) и получение пояснений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения соответствующих видов контроля. Данные методы являются промежуточными между проверкой документов и осмотром (досмотром).
Таким образом, взаимодействие, которое так любят чиновники, может начаться еще на первой стадии контроля. Ведь обсуждаемый документ не оговаривает, что проверяющие разных ведомств вообще не могут общаться с подконтрольными лицами, а должны поручать выполнение этой миссии таможенникам.
Вот и получается, что «борьба» с нежелательным взаимодействием ограничивается лишь предписанием передавать весь пакет «пограничных» документов таможеннику. После чего заинтересованный чиновник иного ведомства может запросто, минуя «окно», начать «взаимодействовать» с потенциальным взяткодателем, не желающим ночевать в кабине фуры. А процедура проверки документов в Положении прописана так, что при желании вполне позволяет необоснованно и безнаказанно «попридержать» или «завернуть» их.
Далее. Из п. 7 Правил, в частности, следует, что таможенные органы принимают решение о пропуске через государственную границу на основании разрешительных документов, полученных от компетентных государственных органов. При этом не определено, на какие структуры распространяется это понятие.
Что означает этот «отход» от установленной выше терминологии («контролирующие госорганы»)? Во всяком случае у чиновников появляются основания считать, что разрешение может зависеть не только от вышеперечисленных 6 органов. А это дает им лишний повод «мурыжить» подконтрольных лиц.
Отметим, что в обсуждаемом документе есть и другие положения, позволяющие чиновникам «фантазировать» в выгодном для себя направлении.
На самом высоком уровне уже давно обращалось внимание на то, что «мутные» правовые акты являются золотой жилой для мздоимцев-бюрократов. Более того, согласно п. 7 Национального плана противодействия коррупции от 31.07.2008 № Пр-1568, утвержденного Президентом РФ, Министерству юстиции предписано в 2009 г. организовать осуществление антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В Минюсте РФ уже подготовлен проект постановления, который определяет правила вышеуказанной экспертизы. Пока же «контролеры» не спешат анализировать правовые акты в нужном направлении, ограничиваясь пустым декларированием. Это наглядно демонстрирует обсуждаемый документ. Видимо, они дожидаются торжественного «пуска в эксплуатацию» подготовленного ими постановления с разрезанием символической ленты.