Минэкономразвития намерено скорректировать прогноз развития России на 2009–2011 годы, сменив показатель роста ВВП с 6 на 3%. Однако независимые аналитики считают, что отрасли потребительского рынка и сектора экономики, которые поддержит государство, не смогут вытянуть вверх отечественную экономику.
Вслед за новым вариантом прогноза социально-экономического развития будет подготовлена и корректировка федерального бюджета на следующий год. Это произойдет, как считает заместитель главы МЭР Андрей Клепач, скорее всего в I квартале предстоящего года.
Оба документа – прогноз и бюджет – формируются с учетом средней цены на российскую нефть порядка 50 долл. за баррель. Сделанные расчеты позволяют спрогнозировать рост ВВП в следующем году на уровне 3,0–3,5% (ранее, в августе нынешнего года, предполагалось, что отечественная экономика вырастет на 6%).
Таким образом, в МЭР считают, что падение цены на нефть до 50 долл. за баррель не создает кризиса, то есть сокращения размеров ВВП. Уже в 2010 г. российская экономика, по их оценкам, сможет выйти на 5,0%.
Несколько иного мнения придерживаются независимые эксперты.
Быть бы живу
Аналитики Центра стратегических разработок и Института экономики переходного периода в совместном исследовании «Моделирование переломных ситуаций в российской экономике» подчеркивают, что дальнейшее развитие экономических процессов в случае массового оттока капитала способно спровоцировать глубокий кризис. Хорошо известны многочисленные примеры аналогичных кризисов в 1980–2000 гг. в странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, да и самой России.
Первоначальный отток капитала из-за решений иностранных инвесторов вызывает аналогичную реакцию отечественных участников рынка, что провоцирует атаку на рубль. Следствием же девальвации, с высокой вероятностью, станут инфляция, банковский кризис и спад производства, вызванный нарушением финансовых связей в экономике, негативными ожиданиями участников рынка и снижением реального внутреннего спроса.
В таком варианте в следующем году нас ожидает рост ВВП не 3–3,5%, а только 2,5%.
В 2010 г. предстоит снижение размеров экономики на 2,5%, в 2011 г. предполагается продолжение рецессии, хотя и с меньшим спадом – 0,6%. И лишь в 2012 г. ожидается рост ВВП, причем только на 1%.
Сегодня российская экономика кажется устойчивой, поэтому негативный (с точки зрения экономического роста) вариант развития событий, предложенный экспертами ЦСР и ИЭПП, выглядит маловероятным. Но есть два больших НО.
1. Отток капитала из России может затормозить рост инвестиционной активности, которая в значительной степени финансировалась за счет притока средств из-за рубежа, а также ограничить ресурсную базу банков для дальнейшей экспансии на рынке потребительского кредитования (то есть сократить денежную базу платежеспособного спроса).
2. Все расчеты авторы исследования вели на основе предположения, что цена на российскую нефть будет около 57–58 долл. за баррель, а Минэкономразвития в свой прогноз уже закладывает параметр 50 долл. При этом возможен вариант существенного замедления роста ВВП Китая, что соответственно приведет к сокращению его потребностей в углеводородах. В этом случае цены на «черное золото» могут вообще упасть до 40 долл.
Возможная ревальвация юаня может сопровождаться замедлением темпа роста китайской и американской экономик, которые должны будут подстроиться к новым соотношениям валют. Такое замедление может дополнительно спровоцировать дальнейшее снижение цен на нефть. То есть кризис может пойти по нарастающей.
И здесь возникает вполне закономерный вопрос: какие отрасли поддержат общий экономический рост в условиях падения цен на углеводороды?
Новая опора
Первую группу отраслей, которые могут «вытянуть» российскую экономику вверх, намерено поддерживать государство. Глава Правительства уже обозначил их – строительство, оборонно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и инфраструктура.
Государство направило 60 млрд руб. на пополнение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), чтобы дать возможность банкам продолжить программы ипотечного кредитования. Кроме того, оно намерено выкупить на рынке свыше 40 тыс. типовых квартир: либо уже готовых, либо находящихся в высокой степени готовности. На эти цели дополнительно выделяются 83 млрд руб.
Кабинет министров предполагает расширить доступ к кредитным ресурсам для предприятий агропромышленного комплекса. При этом предусматривается субсидирование процентов по отдельным инвестиционным кредитам в размере 100% ставки рефинансирования. На эти цели выделяется 3,5 млрд руб. Кроме того, крупные проекты в АПК смогут кредитоваться за счет средств Банка развития. На 4 млрд руб. пополнен уставный капитал «Росагролизинга».
Для предприятий оборонно-промышленного комплекса предусматривается субсидирование процентной ставки по кредитам и наращивание инвестиций в их капитал. В 2008–2009 гг. дополнительно выделяются средства для предупреждения банкротств оборонных заводов. Общий объем ресурсов, направляемых на эти цели, составит более 50 млрд руб.
Государство, которое является собственником естественных монополий, будет настаивать на продолжении реализации инфраструктурных проектов, в первую очередь в энергетике и на транспорте. При этом крупные государственные компании должны ориентироваться на закупки отечественной продукции, прежде всего машиностроительной. Для стимулирования крупных проектов естественные монополии получат право выпускать инфраструктурные облигации под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка.
Масштаб выделяемых государством денежных средств впечатляет. Однако успех правительственных инициатив будет зависеть от их реализации на практике. Пока не ясны механизмы мониторинга использования государственных средств. С высоких трибун звучат призывы к их эффективному применению, но опыт господдержки банковского сектора позволяет сделать неутешительные выводы.
Вторая группа отраслей, способных успешно развиваться в условиях кризиса, относится к сектору потребительского рынка. Они ориентированы на ежедневные потребности населения и импортозамещение.
Здесь успешный рост возможен за счет совершенно объективных причин: эффекта от снижения реальных издержек производства и повышения конкурентоспособности (при девальвации национальной валюты).
Вместе с тем надо помнить, что в 1998 г. временной интервал между моментом девальвации и началом роста составлял около 2–3 месяцев за счет наличия больших свободных мощностей, слабой интеграции финансового и реального секторов экономики и низкой стартовой точки. В современных же условиях такой интервал будет значительно длиннее. Как показывает опыт кризисов в других развивающихся странах, в среднем продолжительность такой «паузы» составляет 1,5–2 года.
При этом при всем, как бы мы ни хотели, экономическая динамика в нашей стране в среднесрочной перспективе будет по-прежнему зависеть от состояния мировой экономики и цен на сырье. Учитывая долю внешнеторгового оборота в структуре российского ВВП (порядка 40%), ожидать другого варианта очень трудно. Снижение цены на российскую нефть до уровня ниже 40 долл. за баррель вряд ли удастся компенсировать какими-либо мерами господдержки и развитием потребительского сектора.