В китайском языке для написания слова «кризис» есть два иероглифа: один означает «опасность», второй – «возможность (шанс)». Наши власти и бизнесмены предпочитают чаще пользоваться первым из них и редко вспоминают о втором. Но, если кризис действительно дает какой-то новый шанс, им нужно воспользоваться.
Сегодня на федеральном уровне принимаются различные меры для стабилизации ситуации, поддержки системообразующих финансовых и промышленных структур. Но не меньше в государственной заботе нуждаются малые и средние предприятия. В «ОПОРЕ России», кстати, считают, что нынешний кризис открывает новые возможности именно для малого бизнеса – с точки зрения смещения приоритетов. Ибо если раньше на уровне регионов внимание власти было сфокусировано на мегапроектах, то сегодня пришло время «малышей».
Об этом же заявил премьер-министр Владимир Путин на первом заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. «Именно малый бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Все это сейчас нам крайне необходимо», – сказал глава Правительства. Он выразил надежду, что до конца года в субъектах Российской Федерации будут приняты законы, снижающие ставки налога для малых предприятий, платящих по упрощенной системе с разницы между доходами и расходами, с 15 до 5%, и эти нормы вступят в силу с начала 2009 г.
Хотелось бы, однако, чтобы малое и среднее предпринимательство в наибольшей степени развивалось в инновационных, высокотехнологичных отраслях. А для этого мало «не мешать» – нужно и содействовать, предоставлять соответствующие преференции. В «Деловой России», например, считают, что этому процессу могли бы помочь некоторые льготы: возмещение предприятиям до 50% стоимости их затрат на НИОКР и внедрение инноваций в производство «из суммы всех налогов, уплачиваемых в бюджет в отчетном году; освобождение введенного в эксплуатацию нового оборудования от налога на имущество организаций в течение первых 3 лет его использования; снижение на 50% ставки налога на прибыль, реинвестированную предприятиями в развитие производства, в том числе в покупку иностранных и новых российских производственных активов и технологий...
Свои предложения уже выработаны и многими региональными бизнес-объединениями. Весь вопрос: как отнесутся к этим идеям в республиканских, областных/краевых и муниципальных структурах власти?
Увы, есть немало примеров, когда местное руководство смотрит на бизнес лишь как на «дойную корову», как на самое доступное средство решения социально-экономических проблем муниципалитетов и регионов. Все чаще в таких регионах звучат абсолютно несвоевременные лозунги о «повышении социальной ответственности бизнеса перед обществом», все больше под эгидой чиновничьих структур создается различных «благотворительных фондов, взносы в которые немедленно становятся обязательными для местных предпринимателей, превращаясь для многих в «финансовую удавку». А ведь этот бизнес в условиях кризиса сам остро нуждается в поддержке и помощи. Иначе он просто не выживет – и «доить» будет некого.
Тем временем экономическая ситуация в стране ужесточается. Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития на 2009–2011 гг., подготовленному Минэкономразвития, в ближайшие 3 года доходы бюджетов субъектов Федерации будут сокращаться, ибо упадет прибыль предприятий и сократятся фонды оплаты труда. Многие предприятия уже сегодня начинают «снижать обороты», не имея возможности получения кредитов для развития производства, и даже закрываются: кто на время, кто насовсем.
Начинающееся при этом сокращение штатов высвобождает десятки и сотни людей, которым трудно найти новую работу. По сути дела, в стране возможно повторение на новом этапе ситуации начала 90-х годов. Но тогда не только десятками и сотнями закрывались «советские» предприятия. Одновременно ускоренно развивалось предпринимательство, как грибы росли мелкие фирмы и фирмочки, давая одним – выход предпринимательской энергии, другим – работу и заработок. Увы, вскоре этот поток зачах, и сегодня экономика России имеет весьма ограниченную долю малого и среднего бизнеса в отличие от США, стран Евросоюза и даже быстроразвивающихся стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Сейчас страна может и должна повторить попытку перестройки самой структуры экономики с государственно-монополистической на предпринимательскую. Это и есть тот самый «шанс», который дает нам кризис.