Финансовые трудности, считают представители автостраховщиков, не вынудят водителей поставить свои автомобили на прикол. Поступления по ОСАГО продолжатся, поскольку данный вид страхования является обязательным для любого автовладельца.
Рынок ОСАГО по результатам 3 кварталов текущего года продемонстрировал устойчивость. Общий прирост сборов составил 13,2%. Даже кризисный сентябрь вышел «в плюс» – прирост по отношению к сумме сборов сентября 2007 г. равняется 10%. В абсолютном выражении автострахователи собрали 58,857 млрд руб., из которых 6,7 млрд было собрано в сентябре. Общие выплаты по ОСАГО за 3 квартала составили 34,113 млрд руб.
Невзирая на усиливающиеся жалобы со стороны РСА на рост убыточности по этому виду страхования, прогнозы на следующий год также достаточно оптимистичны.
Понижать тарифы по ОСАГО автостраховщики не намерены. Наоборот, совершаются попытки пересмотреть тарифы в сторону повышения. В РСА ссылаются на то, что выплаты по ОСАГО растут опережающими сборы темпами – за 3 квартала текущего года прирост составил 18,8% по сравнению с 9 месяцами 2007 г. Единственное, в чем согласны уступить автостраховщики, – это повышение не всех, а только некоторых видов тарифов и региональных коэффициентов. Ведь известно, что убыточность ОСАГО крайне неравномерна и зависит и от региона, и от вида страхуемого автотранспорта. Согласно плану мероприятий по развитию страхового рынка в РФ Минфин совместно с МВД и ФАС должны представить в Правительство РФ проекты законодательных документов по совершенствованию системы ОСАГО, в том числе по уточнению порядка применения страховых тарифов и коэффициентов, во II квартале 2009 г.
А 5 декабря в Думе рассмотрят вопрос об УТС (утрате товарной стоимости), которую лоббисты со стороны автостраховщиков предложили исключить из состава убытков, возмещаемых по договорам ОСАГО. По мнению главы ВСС Александра Коваля, УТС не может быть отнесена к страховым видам риска, поскольку определить ее в материальном выражении невозможно, ведь даже полностью отремонтированная машина теряет товарную стоимость в глазах покупателей из-за самого факта ремонта. До настоящего момента автостраховщики возмещали УТС только по решению судов, причем и в судах однозначной трактовки данного вопроса не наблюдалось.
Также инициаторы поправки в Закон об ОСАГО хотят прописать право страховщиков выплачивать за детали к аварийным автомобилям с учетом их износа, ссылаясь «на нормы гражданского законодательства о соотношении страховой суммы и действительной стоимости имущества потерпевшего, а также о недопустимости неосновательного обогащения».
Автовладельцы уже возмущаются по этому поводу: «Еду на подержанной машине, происходит авария. Так мне потом где-то выискивать б/у детали и обивать пороги ГИБДД и судов?»
В целом ситуация с ОСАГО пока не улучшилась в том смысле, в каком хотел бы ее улучшить глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев. На недавнем заседании Экспертного совета по страхованию при Госдуме он говорил, что Закон об ОСАГО должен стать «социально приятным», удовлетворяющим все общество.