Как бы кто ни ругал построенную вертикаль власти, в кризисных ситуациях местами она показывает себя молодцом. Вот стоило премьеру озвучить налоговые инициативы в пользу бизнеса, уже следующим днем Дума приняла их во всех чтениях сразу, не посмотрев на такую священную корову, как Налоговый кодекс. Реакция со стороны предпринимательского сообщества и экспертов, понятно, положительная, но довольно сдержанная. С чего бы это?
Самый весомый подарок – снижение со следующего года на 4% ставки налога на прибыль за счет федерального бюджета. Высока ценность и поправки в НК, устанавливающей смену авансовых платежей этого налога на перечисление его с фактической прибыли, причем уже с нынешнего ноября. С 2009-го, а не годом позже, как планировалось, утверждена амортизационная премия размером 30% для основных средств со сроком использования от 3 до 20 лет.
Повезло и малому бизнесу, платящему налог по упрощенной системе с разницы между доходами и расходами: теперь регионы смогут регулировать для него ставку между 5 и 15% Не забыты и «рядовые» граждане, для которых налоговый вычет при покупке или строительстве жилья увеличен вдвое – с 1 млн руб. до 2 млн.
По прикидкам Минфина, все эти щедроты будут стоить бюджету 556 млрд руб. Одно 4%-ное снижение ставки налога на прибыль «весит» 400 млрд руб., которые призваны оросить усыхающую экономику, прежде всего ее реальный сектор. Короче, живи и радуйся. Бурной радости, однако, не наблюдается.
Наблюдается спокойная реакция на налоговую либерализацию вице-премьера, министра финансов, который готов даже распечатать Резервный фонд и, коли потребуется, вынуть из него порядка 500 млрд руб. на восполнение бюджетных потерь от названных новаций. Такое отношение к налогам и госзаначкам для него нехарактерно. Что и настораживает.
Оно понятно, к «либерализациям» ситуация попросту приперла: накачка деньгами банковской системы толку принесла чуть – механизм кредитования экономики прокручивается с огромным скрипом и уж точно пока не заводится. Единственный вариант реально подпитать бизнес – оставить ему часть налогов. Что и сделано.
Правда, без революций. Еще недавно предприниматели на пару с Минэкономразвития донимали Минфин наскоками на НДС в желании основательно его урезать. В ответ – лишь легкое допущение, если что, подкорнать налог на прибыль.
«Если что» настало. Другое дело, сколь наваристой будет брошенная бизнесу налоговая «кость». Велика вероятность, юшка окажется слишком постной. Судя по объему федеральных поступлений от налога на прибыль (641,3 млрд руб. в 2007 г.), 400 млрд вспомоществования рассчитаны исходя из достижений «тучных лет», а сомнительно, что в «тощие времена» прибыль предприятий сохранит былую «упитанность». Словом, 4%-ный «отрез» от налога на прибыль может уменьшиться до «заплатки», на все прорехи в реальном секторе которой не хватит.
Отрадно заметить, наш бизнес «среднесрочно» бодрится (см. стр. 4). И правильно делает. Жаль только, 44% предприятий решили сокращать персонал. Собственно, процесс уже пошел: если не увольняют, так подрезают зарплаты. А куда деваться: фонд оплаты труда в налоговом плане один из самых «закрученных». Может, стоило и здесь хотя бы на время «гайку» приспустить – все-таки в целом бизнес шел навстречу власти, наращивал зарплаты, социальные обязательства. Теперь вот людей за ворота выставлять.
Но что обнадеживает: по большинству экспертных оценок, нам надо продержаться следующий, самый трудный, год. Из него бизнес выйдет вроде как поджарым, но обновленным. На выходе, правда, его дожидается замена ЕСН тремя социальными платежами с ростом на 8% налогообложения ФОТ. Хорошо хоть у «вертикали» время есть подумать, нужна ли такая безрадостная встреча, да и вообще – о реформировании налогообложения фонда оплаты. От поджарости недалеко до хилости...