Береги репутацию смолоду!

| статьи | печать

Этика предпринимательства – это система ценностей и норм поведения предпринимателей. В царской России слово купца означало нерушимый договор, ибо нарушившему его хоть раз не было веры в купеческой среде, несмотря ни на какие письменные соглашения. Это свидетельствует не только о силе купцов, но и о слабости государства. Оно не могло заставить уважать письменные договоры, этот вопрос решался этикой предпринимателей.

Репутация превыше всего и сегодня. «Я не знаю вашу фирму, я не знаю товаров вашей фирмы, я не знаю клиентов вашей фирмы, я не знаю истории вашей фирмы, я не знаю репутации вашей фирмы, я не знаю достижений вашей фирмы. Так какой же товар после всего этого вы хотите мне предложить?» (неизвестный служащий компании «Мак-Гроу Хилл»).

Этичное поведение во всем стало основой социально ответственного маркетинга. Без него трудно рассчитывать на продвижение товаров на мировой рынок. Оно – часть общепринятых норм поведения. Например, бизнесменам, заподозренным в нечистоплотных делах, отказывают во въездных визах.

 

КСТАТИ

Протестантская этика – источник европейского капитализма

Макс Вебер (1864–1920), выдающийся немецкий социолог, был одним из тех, кто интересовался, где, в какой среде и почему сложился современный капитализм западного толка, где предпринимательство наиболее интенсивно развивалось. Он пришел к выводу, что этика, а именно протестантская, способствовала зарождению капитализма. «Протестанты – и как господствующий, и как подчиненный слой населения, и как большинство, и как меньшинство – везде обнаруживали и обнаруживают тяготение к экономическому рационализму, в то время как католики не проявляли его ни в качестве большинства, ни в качестве меньшинства». Что же такого особенного в протестантской этике?

 

Во-первых, идея призвания как цели жизни. Ценность человека заключается, по их мнению, в следовании своей цели, призванию. Знаменитый американский естествоиспытатель и философ XVIII в. Бенджамен Франклин, сам уже неверующий, в своей автобиографии приводит в качестве ключа к своему мировоззрению библейское изречение, которое ему часто повторял отец-кальвинист: «Если ты увидишь человека дельного в выполнении своего призвания, то поставь его превыше королей». Вера в труд для протестантов являлась производной от веры в Бога, например, «работая с любовью, вы любите ближних своих». Первым эту религиозную доктрину дал Мартин Лютер в начале XVI в. Свое призвание человек должен принимать как божественное установление и беспрекословно подчиняться ему.

Во-вторых, нажива денег как самоцель противопоставляется всякому их потреблению. Вебер называл кальвинизм мирским аскетизмом. Счастье тождественно выгоде. Странное мировоззрение для глубоко верующих людей, не правда ли? Но это следствие цели жизни как служения призванию, поскольку деньги есть мерило успеха.

На смену гимну труду пришла песнь о богатстве. Чем его больше, тем сильнее ответственность перед Богом. «Бог помогает тому, кто сам себе помогает» – этот девиз стал основным нравственным принципом протестантов.

Кальвинистская диаспора – это «школа капиталистического хозяйства». «Персональное совпадение виртуозной капиталистической деловитости с самыми интенсивными формами набожности, пропитывающей и регулирующей всю жизнь данных лиц и групп» характерно в большей степени для кальвинистов, квакеров, пиетистов, меннонитов и для наших раскольников. Многие российские предприниматели прошлого являлись выходцами из среды старообрядцев (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Бугровы и др.).