Предварительное информирование таможенных органов: быть или не быть?

| статьи | печать

О системе предварительного информирования таможни о ввозимых товарах говорится уже не первый год. Ее внедрение было запланировано Концепцией развития таможенных органов РФ на 2006–2010 годы. Таможенники утверждают, что эта система чуть ли не панацея от всех бед. Однако до сих пор предварительное информирование применяется исключительно в добровольном порядке или в виде экспериментов. К примеру, по этой схеме сейчас действует проект «Калининградский транзит». Страны ЕС уже объявили о том, что с 2009 года все грузы будут пересекать их границы по процедуре обязательного электронного предварительного информирования.

С 1 января 2009 года запускается пилотный проект автоматизированного обмена предварительной информацией по товарам, перемещаемым по процедуре Международной дорожной перевозки (МДП).

Напомним, что сама концепция системы предварительного информирования была утверждена ФТС РФ еще в 2006 году Приказом от 10.03.2006 № 192, но до сих пор не закреплена в Таможенном кодексе РФ (далее – ТК РФ).

С приближением нового года ФТС «спохватилась»:

  • в Госдуму внесен законопроект о поправках в ТК РФ, вводящих обязательность предварительного информирования;
  • принята новая Инструкция «Об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с использованием предварительной информации» (Приказ ФТС РФ от 03.10.2008 № 1230).

 

Система предварительного информирования

Суть системы проста: для пропуска транспортного средства с иностранным грузом на российскую территорию обязательно наличие у перевозчика электронной копии транзитной декларации или книжки МДП. Перевозчик заранее (своими силами или с помощью таможенного брокера) должен создать электронную копию и отправить ее на центральный сервер Главного научно-исследовательского вычислительного центра ФТС (ГНИВЦ), где она хранится до прибытия товара на границу. Когда автомобиль с грузом приходит на пункт пропуска, таможенному инспектору предъявляется идентифицирующий номер (номер книжки МДП или штрихкод) вместе с товаросопроводительными документами. Инспектор запрашивает идентифицирующий номер в ГНИВЦ и через минуту получает электронный документ.

Преимуществ системы предварительного информирования вроде немало (см. схему), и по идее услуга, ускоряющая получение разрешения на въезд в страну, должна пользоваться немалым спросом, но сегодня лишь четверть грузов на Псковской и Себежской таможнях (учитывая, что с апреля здесь проводится эксперимент по внедрению предварительного информирования) оформляется по этой технологии. Точной статистики таможенные органы не дают, ограничивая общей цифрой, что объем грузов, оформленных с использованием предварительного информирования, достигает в некоторых таможенных органах 30%. Но такая цифра представляется, мягко говоря, несколько завышенной. 

Дело в том, что обозначенные преимущества – это теория и заверения таможенников. А что же сулит введение обязательного предварительного информирования таможни о ввозимых товарах в суровых российских реалиях?

 

Как отправить информацию

В Европе грузоотправитель может отправить информацию в таможню по Интернету с любого компьютера или телефона. У нас же для этого необходимо иметь сертифицированное программное обеспечение и защищенный канал связи, то есть Интернет использовать нельзя. Очевидно, что немногие компании обладают такими возможностями.

Эксперты полагают, что рынок предварительного информирования попадет в руки 3 компаний – «РОСТЭК», «ТЛЦ» и «СЗТЛЦ». А ведь емкость данного рынка оценивается в 765 млн руб. Участники ВЭД уверены, что Приказ ФТС РФ от 10.03.2006 № 192, установивший требования к передаче предварительной информации, специально писался под эти компании, а ФГУП «РОСТЭК» и вовсе участвовало в его разработке, поскольку входит в экспертный совет по предварительному информированию, созданный при ФТС РФ.

При этом представители ФТС РФ утверждают, что на этом рынке созданы все условия для конкуренции – мол, любая компания (не только брокер, но и грузоотправитель) может разработать самостоятельно или приобрести готовое программное обеспечение у других компаний, прошедших аккредитацию.

Действительно, сейчас многие компании занимаются разработкой программ для предварительного информирования, но не разобьются ли их усилия о страшное слово «аккредитация», неизвестно. Пока это походит на очередную попытку «заработать» на участниках ВЭД.

А чтобы приобрести необходимое оборудование, по предварительным оценкам, компания должна потратить около 15 тыс. долл., а также иметь защищенный канал связи. А это приведет, увы, к удорожанию таможенного оформления грузов на 15–30%. И это по самым оптимистичным прогнозам.

 

Есть право – нет возможности

Удивительно, но, вводя систему предварительного информирования, ФТС РФ не позаботилась о нормативном закреплении понятных льгот при таможенном оформлении для лиц, предоставивших предварительную информацию. По логике вроде очевидно, что товар должен оформляться вне очереди, но это нигде не закреплено. Есть только отдельные расплывчатые формулировки о «приоритетном оформлении», например, в п. 41 Приказа ФТС РФ от 10.03.2006 № 192, но в чем конкретно оно выражается, абсолютно не понятно.

Но даже если будет нормативно закреплено право подавать документы вне очереди, в жизни это сделать очень трудно. Стоя в очередях по 2–3 дня,  попробуй кого-то пропустить в приоритетном порядке, даже с живыми животными или со скоропортящимся грузом.

Да, нормировано время выдачи разрешения на ВТТ – не более 15 минут с момента принятия документов от перевозчика. Но самое главное – время стояния в очереди – никак не нормировано.

Таким образом, при наличии очередей предварительное информирование становится формальной процедурой.

 

ЕС: информация та, да не вся

Договоренность о взаимном информационном обмене с таможенными органами ЕС достигнута, однако у нас различные подходы к достаточности перечня и состава передаваемых сведений. Отсутствие необходимых по российскому законодательству сведений потребует от таможенников довносить такие сведения в электронную копию транзитной декларации. А это опять же замедлит процедуру оформления. Таким образом, получение российской таможней предварительной информации в объеме, который достаточен с точки зрения стран ЕС, не в полной мере будет способствовать уменьшению сроков таможенного оформления.

Да и не только в этом загвоздка. Ведь смысл заключается и в сокращении времени оформления,  и в возможности существенно повысить достоверность декларирования: в идеале таможенник, получив информацию о товаре, должен проанализировать ее на основе системы управления рисками, установить, какие товары прибывают, и принять решение о необходимых мерах контроля. Но на практике с предварительной информацией у нас не работают – она просто хранится до прибытия автомашины.

 

Другие проблемы

Кроме указанных системных проблем внедрения предварительного информирования существуют и более мелкие проблемы как правового, так и организационного характера. Для удобства они сведены в таблицу.

Из перечисленных в таблице проблем внедрения системы предварительного информирования таможенных органов следует, что, перенимая зарубежный опыт, мы умудряемся полностью выхолащивать его содержание, поэтому в реальности не приходится ожидать изменения. Пока предварительное информирование представляет собой хорошую идею с неясными способами реализации. Введение обязательности предварительного информирования в современных условиях преждевременно – это вызовет схожие проблемы с недавним внедрением системы ЕГАИС для алкоголя.

 

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ ДО ВВЕДЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ

Проблемы

Результат

Что делать?

Недостаточная техническая оснащенность таможенных органов

 

В работе канала связи с ГНИВЦ случаются постоянные перебои, а отсутствие связи является основанием для отказа в приоритетном оформлении

Необходимы техническое переоснащение таможенных органов и подготовка кадров

 

Предварительная информация используется только таможенными органами

 

Таможенные процедуры на границе занимают в среднем 40 мин., а прохождение всех остальных проверяющих органов может растянуться на часы. Сегодня сложилась ситуация, когда для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчику необходимо получить более 30 печатей и штампов различных органов

Предварительное информирование распространить и на другие контролирующие органы: пограничную службу, транспортную инспекцию, службу фитосанитарного и ветеринарного контроля и другие ведомства, осуществляющие контролирующие и регистрирующие функции в отношении товаров и транспортных средств

У документа предварительного информирования отсутствует правовой статус

 

Факт передачи предварительной информации не фиксируется каким-либо правоустанавливающим документом, поэтому участники ВЭД лишены возможности обжаловать возможный отказ в приоритетном оформлении

Регламентировать процедуру подтверждения передачи предварительной информации

 

Предварительная таможенная декларация также может использоваться в целях оформления процедуры ВТТ

 

Время выдачи разрешения на ВТТ при предварительном декларировании сокращено по сравнению с обычной процедурой, но приоритетный порядок оформления не предусмотрен, несмотря на схожесть с предварительным информированием. И наоборот, не урегулирована возможность использования предварительного информирования для предварительного электронного декларирования

Использовать предварительную информацию в целях предварительного электронного декларирования товаров и транспортных средств

 

Межведомственная несогласованность

 

Налоговая служба требует предоставлять бумажные носители и не признает цифровую подпись, поэтому участники ВЭД не спешат переходить на новые технологии

Создать единую информационную базу контролирующих служб РФ

 

Предварительное информирование доступно только для автомобильного и железнодорожного транспорта

Лица, перемещающие товары водным или авиационным транспортом, лишены возможности использовать процедуру предварительного информирования

Распространить предварительное информирование на товары, перемещаемые водным и авиационным транспортом

 

Отсутствует четкая регламентация порядка отказа в приоритетном оформлении на основе предварительной информации

 

Отказ в приоритетном оформлении никаким образом не фиксируется документально. Кроме того, таможенные органы могут всегда отказать по причине «отсутствия связи с ГНИВЦ», упомянутой в разд. III Приказа ФТС РФ от 03.10.2008 № 1230. И это участнику ВЭД проверить невозможно, что может породить «злоупотребления» со стороны таможенников

Четко прописать процедуру отказа от приоритетного оформления

 

Отсутствует регламентация возврата к обычному порядку оформления

 

Если в предварительной информации выявлены расхождения либо отсутствует связь с ГНИВЦ, перевозчику предлагается продолжить оформление в обычном порядке. Однако абсолютно не ясно, как это должно выглядеть: должен ли перевозчик при этом заново вставать в очередь, оформлять документы и пр.?

Четко прописать процедуру перехода к обычному порядку оформления