С обострением финансового кризиса мы стараемся отслеживать его влияние на разные сектора нашей экономики. Сегодня на осмотр попала внешняя торговля – ФТС обнародовала данные о ней за сентябрь. Как и следовало ожидать, внешторг стал изрядно тормозить.
Как нам торговалось с миром в целом, зарубежьем дальним и ближним, рассказывает представленная таблица. Добавим к ней, что относительно 9 месяцев прошлого года торговалось успешно: за январь – сентябрь оборот вырос на 50,7%, экспорт – на 52,5, импорт прибавил 47,6%. Торговое сальдо получило отличный прирост на 58,9%, до без малого 169 млрд долл.
Но все это – «относительно прошлого...». Настоящее, увы, не столь оптимистично. Как видим, не только в сентябре, но и уже с августа темпы роста нашей внешней торговли стали минусовыми. Причем если импорт слегка – на 0,5% – в сентябре еще «встрепенулся», то экспорт, к особому сожалению, продолжил заметно тормозить. Отметим также, что с ближними соседями наша торговля «увядала» быстрее, нежели с дальним зарубежьем.
Посмотрим теперь, как нервозность в мировой экономике влияла на те или иные товарные группы. Начнем с импорта, раз уж он в сентябре «встрепенулся». Вытащить его относительно августа в рост помогли товары из дальнего зарубежья (+0,7%). В этом, жаль, не поучаствовали недавние лидеры по темпам прироста и остающиеся – по объемам машины, оборудование и транспортные средства (–0,5% в сентябре, 12,1 млрд долл.) Заслуга принадлежит менее объемным, но весомым товарам: продовольствию и сельхозсырью (+5,8%, 2,6 млрд долл.), текстилю, изделиям из него и обуви (+2%, 1,1 млрд), металлам и изделиям из них (+2,1%, 1,3 млрд), другим товарам (+8,75%, 0,7 млрд долл.) Крен понятен...
О скорбном. Снижение наших поставок, понятно, определялось падением спроса и цен на основные отечественные экспортные товары, и прежде всего в дальнее зарубежье: топливно-энергетические (–8,3%, 26,3 млрд долл.) и металлы с металлоизделиями (–2,7%, 4,2 млрд). Покрыть эту недостачу сентябрьскими успехами наших поставщиков продукции химпрома (+29,4%, 2,5 млрд долл.) и, к примеру, тканей, одежды и обуви (рост в 3,8 раза, до 70 млн долл.) не удалось.
Немного приятного. Сентябрьское падение экспорта в дальние страны российских машин, оборудования и транспортных средств (–0,8%, или –6,4 млн долл., до 0,8 млрд) с лихвой компенсировал прирост их поставок в страны СНГ (+8,2%, +60,2 млн долл., до 0,8 млрд). Если учесть, что и импорт этих товаров из СНГ вырос у нас на 9,4%, напрашивается вывод, что в финансово тяжелые времена среди ближайших «друзей» такая продукция становится и высокотехнологичной, и конкурентоспособной.
Кризисы вообще любят напоминать старые истины. Вот если выбирать среди наших экспортных товаров лидера по соотношению «темпы прироста поставок – солидность объемов», то это драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них. В сентябре их поставки в дальнее зарубежье подскочили на 60,5%, до 1,2 млрд долл. Кстати, и в Содружество экспорт «золотишка-камешков» основательно подрос на 20,2%.
Да, драгоценности – вечные ценности...