Письмо Минфина России от 8 октября 2008 г. № 03-07-07/101

| статьи | печать

О порядке учета «входного» НДС при передаче имущества в доверительное управление

 

Организация имеет в собственности нежилое здание, которое планирует передать в доверительное управление сроком на 5 лет. Подлежит ли восстановлению сумма НДС, ранее правомерно принятая к вычету? Если да, то вправе ли организация опять принять к вычету НДС при окончании или расторжении договора доверительного управления?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятого к вычету, по недвижимому имуществу, передаваемому в доверительное управление, и сообщает следующее.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 1 ст. 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

На основании ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Таким образом, передача имущества в доверительное управление объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является и соответственно налогообложению этим налогом не подлежит.

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, по которым налог не начисляется, за исключением операций, поименованных в указанном подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса, к которым передача недвижимого имущества в доверительное управление не относится.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету, по недвижимому имуществу, передаваемому в доверительное управление, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке.

Так, восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Что касается принятия к вычету восстановленных сумм налога на добавленную стоимость после окончания или расторжения договора доверительного управления, то, как указано выше, данные суммы налога учтены в расходах при исчислении налога на прибыль организаций и к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, не принимаются.

Одновременно сообщаем, что настоящее Письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем Письме.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА

НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ С. РАЗГУЛИН