Недофинансирование, разрыв единого культурного пространства, кадровые потери, перебои в комплектовании книжных фондов библиотек и многое другое — такой представляется культура сегодня. Восстановление отрасли идет медленно. Если такие темпы сохранятся, то от потрясений культура будет приходить в себя не один десяток лет.
Новый министр культуры Александр Авдеев в должности менее полугода. Его выступление в Госдуме, доклады на мероприятиях, интервью информируют о ситуации в отрасли.
Конституционное положение об обеспечении равного доступа всех граждан к культурным благам в России не выполняется. Субъекты РФ различны меж собой по уровню социально-экономического развития. В Ханты-Мансийске одни возможности, в Республике Тыва — другие, в Нечерноземье — третьи. Житель мегаполиса и житель села, к сожалению, всегда будут находиться в неравном положении. Но ситуация, при которой многие из 38 млн сельских жителей ни разу в жизни не были в театре или на концерте, а 25% сельских населенных пунктов не имеют библиотек, ненормальна. Кинопрокат, недостаточно развитый в стране, до сельской местности практически не добирается.
Библиотеки и музеи
Услуги библиотек являются самыми востребованными. Ежегодное число посетителей намного превышает количество зрителей всех зрелищных учреждений. Чтобы поднять библиотечное обслуживание на качественно новый уровень, нужно решить приоритетные задачи: комплектование книжных фондов и компьютеризация.
Сейчас компьютерами оснащены лишь 15% всех библиотек, а выход в Интернет имеют только 9%.
Надо, чтобы все районные библиотеки имели доступ к Интернету, чтобы с помощью оцифрованной информации были созданы электронные читальные залы. Тогда не нужно будет заказывать книгу, ждать ее, а лишь связаться по Сети с библиотекой и прочитать книгу с экрана. Такое право библиотек планируют закрепить в законе. Недавно соответствующие изменения в ст. 18 Федерального закона «О библиотечном деле» были внесены Федеральным законом от 27.10.2008 № 183-ФЗ.
Подготовлены проект Концепции развития библиотечного дела в РФ до 2015 г. и проект Распоряжения Правительства РФ о проведении Всероссийской переписи библиотек.
Проверка музейных фондов должна завершиться в 2009 г. Будет сформирована база данных музейных предметов, хищение которых было выявлено в результате проверок. Также решаются вопросы сохранности и учета сокровищ государственного музейного фонда. По итогам работы комиссии Минкультуры разработает государственную программу строительства фондохранилищ.
Памятники
Несмотря на нехватку бюджетных средств, направляемых на сохранение и реставрацию памятников, объем вложений растет. В текущем году на эти цели выделяется 550 млн руб., в последующие годы — по 1 млрд руб. Основная проблема сегодня — это сохранение памятников, исторической застройки в условиях бурно развивающегося строительства в городах. Участились случаи, когда ради финансовой выгоды безнаказанно сносятся памятники истории и культуры. Вопрос стоит очень остро — потеря времени приведет к невосполнимым утратам. Однако сдвиги есть. Госдума во втором чтении приняла законопроект о передаче Правительством полномочий по принятию подзаконных актов Министерству культуры. Это позволит более оперативно принимать меры по устранению правовых пробелов.
Образование
Отечественное художественное образование — одно из лучших в мире. Необходимо обозначить на законодательном уровне возможность получения второго высшего профессионального образования на бесплатной основе. Потому что в сфере искусства существуют программы (режиссура, оперно-симфоническое дирижирование, композиция, вокальное искусство), освоение которых требует у абитуриента уже имеющихся профессиональных навыков, или, например, в области вокального искусства – сформированного голосового аппарата.
Правительством РФ утверждена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008—2015 гг.
Кино
Кино стоит на первом месте по силе воздействия на умы людей, на судьбу культуры и в целом на судьбу страны. В последние годы российская кинематография демонстрирует одни из самых высоких в Европе темпов роста, мы увеличиваем свое присутствие на экранах, тесним иностранные ленты. В этом году снято более 100 художественных фильмов. Доля отечественных фильмов в общих кассовых сборах составила в 2007 г. 27,9%, и по этому показателю Россия уступает место в Европе только Франции (35%).
Рост отечественного кинопроизводства обеспечивается не только за счет государства. Появилось много частных компаний, вкладывающих средства в производство фильмов, их прокат, в развитие инфраструктуры кинематографии.
По информации из Министерства культуры, вводится новая форма взаимоотношений киноиндустрии и государства — госзаказ на создание и прокат фильмов общественно-социальной, патриотической, детской тематики. Лотов будет немного — начнут с 2—3, к 2011 г. выйдут на 10.
Что касается проката, то, например, в 2002 г. кинотеатры посетили 41 млн зрителей, а в 2007 г. — 115 млн! Сейчас у нас около 1800 кинозалов, их количество должно быть увеличено. Начнется выполнение программы создания цифровых кинозалов и киномобилей, позволяющих расширить охват населения услугами кинопоказа.
Театры и филармонии
Сеть театрально-зрелищных организаций в стране развита очень неравномерно. По данным социологических опросов, количество взрослых, побывавших хотя бы раз в театре, составляет всего 26%. Надо строить новые сценические площадки, разработать программу господдержки театрально-гастрольной деятельности, детских театров.
Нельзя не отметить сложности применения на практике норм ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных и муниципальных нужд». Этот Закон не учитывает специфики сферы культуры и должен быть откорректирован. Он обязывает заключать контракты на оказание услуг с тем подрядчиком, который одержит победу в конкурсе по ценовому критерию. Профессионализм и качество не принимаются во внимание. Это осложняет работу не только театров, но и затрудняет комплектование книгами библиотек. Необходимо внести поправки, касающиеся предоставления театрам права на размещение заказов у единственного поставщика. Библиотеки же должны получить возможность комплектовать фонды не просто некими книгами, а теми, которые необходимы читателям.
Есть проблема в реализации ФЗ «Об автономных учреждениях». Переход учреждений культуры в режим функционирования автономных учреждений должен осуществляться постепенно, с учетом специфики деятельности организаций культуры и искусства. По мнению министра, необходимо научить кадры управлять своим учреждением. Это особенно тяжело в дотационных регионах, в Нечерноземье, где спонсоров куда меньше, чем в столице.
Молодежь не идет работать в архивы, библиотеки, музеи из-за унизительно низкого уровня оплаты труда.
С 1 декабря планируется перевод бюджетных учреждений культуры на новые условия оплаты труда.
Развитая культура помогает бороться с будущими вызовами и угрозами. Нейтрализовать их можно не военным путем, а только через сильную культуру, гражданскую составляющую общества, международное сотрудничество. Здесь помимо дипломатических мер очень важно иметь высокую степень доступа к сфере культуры, интеллектуальную элиту, которая не позволит обществу делать ошибки.
К СВЕДЕНИЮ
В 2009 г. расходы в бюджете РФ на культуру по сравнению с 2008 г. возрастут на 20,9% и составят 113,9 млрд руб. В 2010 г. на эти цели из федерального бюджета будет выделено еще 14,9 млрд руб., а в 2011 г. — 21,5 млрд руб. Дополнительно выделяемые федеральные средства, по словам премьер-министра Владимира Путина, «должны пойти на гранты творческим коллективам, реставрацию музеев, театров, других объектов, строительство новых зданий и учреждений, реализацию запланированных мероприятий в области культуры».
СПРАВКА
Введение новых систем оплаты труда в учреждениях, подведомственных Минкультуры России, потребует дополнительных бюджетных средств. Эта сумма составит около 12 млрд руб. в год. Фонд оплаты труда в подведомственных учреждениях Минкультуры составляет 5 млрд руб.
* * *
Средняя потребность в современных фондохранилищах для федеральных музеев составляет не менее 200 тыс. кв. м. При стоимости 1 кв. м фондо-хранилища (с оборудованием) в среднем 90 тыс. руб. затраты на строительство таких фондохранилищ составят около 18 млрд руб.
МУЗЕИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ
Наименование показателя |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Число музеев, площадей, характеристика помещений | |||||
Число музеев |
94 |
93 |
87 |
84 |
84 |
Общая площадь территории
|
115302,8 |
115436,3 |
114875,0 |
115342,9 |
115407,3 |
Общая площадь музеев, кв. м |
1 138 937 |
1 154 215 |
1 197 049 |
1 234 663 |
1 277 573 |
Фонды музеев, тыс. ед. | |||||
Общий объем музейных фондов |
18353,9 |
18529,6 |
19225,9 |
19622,1 |
19525,8 |
Отреставрировано в отчетном году |
22,9 |
22,3 |
24,9 |
22,7 |
20,5 |
Экспонировалось из предметов основного фонда |
347,5 |
361,9 |
383,1 |
370,6 |
388,3 |
Объем электронного каталога на конец года |
3850,4 |
4416,7 |
5197,9 |
5156,9 |
5953,6 |
Научно-просветительная и выставочная работа | |||||
Число экскурсий, тыс. ед. |
427,5 |
436,9 |
424,8 |
475,9 |
460,5 |
Число лекций, тыс. ед. |
14,3 |
15,5 |
14,0 |
11,9 |
13,6 |
Число наименований выставок, ед. |
1671 |
1775 |
1649 |
1837 |
1826 |
Персонал музеев | |||||
Численность работников —
|
20,8 |
21,4 |
21,7 |
22,0 |
22,0 |