Культура — духовная обороноспособность нации

| статьи | печать
Культура — духовная обороноспособность нации

Недофинансирование, разрыв единого культурного пространства, кадровые потери, перебои в комплектовании книжных фондов библиотек и многое другое — такой представляется культура сегодня. Восстановление отрасли идет медленно. Если такие темпы сохранятся, то от потрясений культура будет приходить в себя не один десяток лет. 

Новый министр культуры Александр Авдеев в должности менее полугода. Его выступление в Госдуме, доклады на мероприятиях, интервью информируют о ситуации в отрасли.

Конституционное положение об обеспечении равного доступа всех граждан к культурным благам в России не выполняется. Субъекты РФ различны меж собой по уровню социально-экономического развития. В Ханты-Мансийске одни возможности, в Республике Тыва — другие, в Нечерноземье — третьи. Житель мегаполиса и житель села, к сожалению, всегда будут находиться в неравном положении. Но ситуация, при которой многие из 38 млн сельских жителей ни разу в жизни не были в театре или на концерте, а 25% сельских населенных пунктов не имеют библиотек, ненормальна. Кинопрокат, недостаточно развитый в стране, до сельской местности практически не добирается.

Библиотеки и музеи

Услуги библиотек являются самыми востребованными. Ежегодное число посетителей намного превышает количество зрителей всех зрелищных учреждений. Чтобы поднять библиотечное обслуживание на качественно новый уровень, нужно решить приоритетные задачи: комплектование книжных фондов и компьютеризация.

Сейчас компьютерами оснащены лишь 15% всех библиотек, а выход в Интернет имеют только 9%.

Надо, чтобы все районные библиотеки имели доступ к Интернету, чтобы с помощью оцифрованной информации были созданы электронные читальные залы. Тогда не нужно будет заказывать книгу, ждать ее, а лишь связаться по Сети с библиотекой и прочитать книгу с экрана. Такое право библиотек планируют закрепить в законе. Недавно соответствующие изменения в ст. 18 Федерального закона «О библиотечном деле» были внесены Федеральным законом от 27.10.2008 № 183-ФЗ.

Подготовлены проект Концепции развития библиотечного дела в РФ до 2015 г. и проект Распоряжения Правительства РФ о проведении Всероссийской переписи библиотек.

Проверка музейных фондов должна завершиться в 2009 г. Будет сформирована база данных музейных предметов, хищение которых было выявлено в результате проверок. Также решаются вопросы сохранности и учета сокровищ государственного музейного фонда. По итогам работы комиссии Минкультуры разработает государственную программу строительства фондохранилищ.

Памятники

Несмотря на нехватку бюджетных средств, направляемых на сохранение и реставрацию памятников, объем вложений растет. В текущем году на эти цели выделяется 550 млн руб., в последующие годы — по 1 млрд руб. Основная проблема сегодня — это сохранение памятников, исторической застройки в условиях бурно развивающегося строительства в городах. Участились случаи, когда ради финансовой выгоды безнаказанно сносятся памятники истории и культуры. Вопрос стоит очень остро — потеря времени приведет к невосполнимым утратам. Однако сдвиги есть. Госдума во втором чтении приняла законопроект о передаче Правительством полномочий по принятию подзаконных актов Министерству культуры. Это позволит более оперативно принимать меры по устранению правовых пробелов.

Образование

Отечественное художественное образование — одно из лучших в мире. Необходимо обозначить на законодательном уровне возможность получения второго высшего профессионального образования на бесплатной основе. Потому что в сфере искусства существуют программы (режиссура, оперно-симфоническое дирижирование, композиция, вокальное искусство), освоение которых требует у абитуриента уже имеющихся профессиональных навыков, или, например, в области вокального искусства – сформированного голосового аппарата.

Правительством РФ утверждена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008—2015 гг.

Кино

Кино стоит на первом месте по силе воздействия на умы людей, на судьбу культуры и в целом на судьбу страны. В последние годы российская кинематография демонстрирует одни из самых высоких в Европе темпов роста, мы увеличиваем свое присутствие на экранах, тесним иностранные ленты. В этом году снято более 100 художественных фильмов. Доля отечественных фильмов в общих кассовых сборах составила в 2007 г. 27,9%, и по этому показателю Россия уступает место в Европе только Франции (35%).

Рост отечественного кинопроизводства обеспечивается не только за счет государства. Появилось много частных компаний, вкладывающих средства в производство фильмов, их прокат, в развитие инфраструктуры кинематографии.

По информации из Министерства культуры, вводится новая форма взаимоотношений киноиндустрии и государства — госзаказ на создание и прокат фильмов общественно-социальной, патриотической, детской тематики. Лотов будет немного — начнут с 2—3, к 2011 г. выйдут на 10.

Что касается проката, то, например, в 2002 г. кинотеатры посетили 41 млн зрителей, а в 2007 г. — 115 млн! Сейчас у нас около 1800 кинозалов, их количество должно быть увеличено. Начнется выполнение программы создания цифровых кинозалов и киномобилей, позволяющих расширить охват населения услугами кинопоказа.

Театры и филармонии

Сеть театрально-зрелищных организаций в стране развита очень неравномерно. По данным социологических опросов, количество взрослых, побывавших хотя бы раз в театре, составляет всего 26%. Надо строить новые сценические площадки, разработать программу господдержки театрально-гастрольной деятельности, детских театров.

Нельзя не отметить сложности применения на практике норм ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных и муниципальных нужд». Этот Закон не учитывает специфики сферы культуры и должен быть откорректирован. Он обязывает заключать контракты на оказание услуг с тем подрядчиком, который одержит победу в конкурсе по ценовому критерию. Профессионализм и качество не принимаются во внимание. Это осложняет работу не только театров, но и затрудняет комплектование книгами библиотек. Необходимо внести поправки, касающиеся предоставления театрам права на размещение заказов у единственного поставщика. Библиотеки же должны получить возможность комплектовать фонды не просто некими книгами, а теми, которые необходимы читателям.

Есть проблема в реализации ФЗ «Об автономных учреждениях». Переход учреждений культуры в режим функционирования автономных учреждений должен осуществляться постепенно, с учетом специфики деятельности организаций культуры и искусства. По мнению министра, необходимо научить кадры управлять своим учреждением. Это особенно тяжело в дотационных регионах, в Нечерноземье, где спонсоров куда меньше, чем в столице.

Молодежь не идет работать в архивы, библиотеки, музеи из-за унизительно низкого уровня оплаты труда.

С 1 декабря планируется перевод бюджетных учреждений культуры на новые условия оплаты труда.

Развитая культура помогает бороться с будущими вызовами и угрозами. Нейтрализовать их можно не военным путем, а только через сильную культуру, гражданскую составляющую общества, международное сотрудничество. Здесь помимо дипломатических мер очень важно иметь высокую степень доступа к сфере культуры, интеллектуальную элиту, которая не позволит обществу делать ошибки.

 

К СВЕДЕНИЮ

В 2009 г. расходы в бюджете РФ на культуру по сравнению с 2008 г. возрастут на 20,9% и составят 113,9 млрд руб. В 2010 г. на эти цели из федерального бюджета будет выделено еще 14,9 млрд руб., а в 2011 г. — 21,5 млрд руб. Дополнительно выделяемые федеральные средства, по словам премьер-министра Владимира Путина, «должны пойти на гранты творческим коллективам, реставрацию музеев, театров, других объектов, строительство новых зданий и учреждений, реализацию запланированных мероприятий в области культуры».

СПРАВКА

Введение новых систем оплаты труда в учреждениях, подведомственных Минкультуры России, потребует дополнительных бюджетных средств. Эта сумма составит около 12 млрд руб. в год. Фонд оплаты труда в подведомственных учреждениях Минкультуры составляет 5 млрд руб.

* * *

Средняя потребность в современных фондохранилищах для федеральных музеев составляет не менее 200 тыс. кв. м. При стоимости 1 кв. м фондо-хранилища (с оборудованием) в среднем 90 тыс. руб. затраты на строительство таких фон­до­хранилищ составят около 18 млрд руб.

 

МУЗЕИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ

Наименование показателя

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Число музеев, площадей, характеристика помещений 

Число музеев

94

93

87

84

84

Общая площадь территории
музеев, га

115302,8

115436,3

114875,0

115342,9

115407,3

Общая площадь музеев, кв. м

1 138 937

1 154 215

1 197 049

1 234 663

1 277 573

Фонды музеев, тыс. ед.

Общий объем музейных фондов

18353,9

18529,6

19225,9

19622,1

19525,8

Отреставрировано в отчетном году

22,9

22,3

24,9

22,7

20,5

Экспонировалось из предметов основного фонда

347,5

361,9

383,1

370,6

388,3

Объем электронного каталога на конец года

3850,4

4416,7

5197,9

5156,9

5953,6

Научно-просветительная и выставочная работа 

Число экскурсий, тыс. ед.

427,5

436,9

424,8

475,9

460,5

Число лекций, тыс. ед.

14,3

15,5

14,0

11,9

13,6

Число наименований выставок, ед.

1671

1775

1649

1837

1826

Персонал музеев

Численность работников —
всего, тыс. чел.

20,8

21,4

21,7

22,0

22,0