В том, что совещание по экономическим вопросам глава нашего Правительства провел в День милиции, видится высокая символика. Возможно, это совпадение. Но уж присутствие на нем главного милиционера страны было отнюдь не случайным. Как и генпрокурора. Так, видно, без резких слов премьер решил втолковать приглашенным банкирам, что выделяемые государством деньги для развязки узлов всей экономики нехорошо уводить за рубеж на тамошние депозиты, нехорошо раскачивать родной рубль, по сути, плюя на общую для страны проблему. Банкиры, конечно, нашкодили. Однако достаточно ли посадить их на «поводок», чтобы механизм экономики заработал исправно?
За октябрь, по докладу Председателя Центробанка Сергея Игнатьева, из страны в чистом виде улетучилось 50 млрд долл. Припомним, что всего за пару месяцев наши международные резервы «похудели» на сотню миллиардов. При таких темпах остатков хватит еще месяцев на 10. Международные рейтинговые агентства уже поспешили сменить прогноз для нашей экономики с «милостивого» на неблагоприятный, хотя резервов-то еще предостаточно. Короче, разговор «по душам» у власти с банковским сообществом явно назрел. И состоялся.
Вообще-то такая встреча напрашивалась еще месяц назад. Но, видимо, терпение власти тогда еще не «зашкаливало», поскольку чистый отток капитала из страны, по оценке ЦБ, в прошлом квартале выразился сносной суммой 16,7 млрд долл. Кстати, из нее 15,9 млрд – стараниями банков. Между тем другие данные за сентябрь уже показывали, что российская банковская система начала «крутиться» не в том направлении, куда от нее требуется.
Вот мы все охаем, что и после разразившегося в мире кризиса ликвидности наши хозяйствующие субъекты продолжали наращивать внешний долг. Да и в сентябре российские кредитные организации добавили в копилку обязательств перед нерезидентами еще без малого 98 млрд руб., из которых 70,5 млрд пришлось на кредиты и займы. В результате на 1 октября эти обязательства составили более 5 трлн руб., что на 1,8 трлн превысило иностранные активы отечественных банков. Хуже другое.
При росте задолженности у наших кредитных организаций более чем на 372 млрд руб. улучшился в сентябре показатель чистых иностранных активов при всем их минусовом значении. А все просто: прирост их зарубежных активов в 4,8 раза превысил сумму увеличения обязательств перед нерезидентами, составив без малого 470 млрд руб. Оно бы можно было сказать, что дело это хозяйское: ну засомневались банкиры в отечественной экономической стабильности, вывели деньги в другие «тихие гавани» и «островки стабильности». Хозяин, мол, барин. Однако такие резоны вполне достойно звучали раньше, в сентябре же они явно «скисли».
Именно в этом месяце государство, вняв беспокойству банков за ликвидность финансовой системы, «подбросило» им на депозиты больше 436 млрд руб. Согласитесь, эта сумма здорово соотносится с сентябрьским приростом их активов за рубежом, что уже несколько «попахивает».
Чтобы букет этого аромата стал отчетливее, оценим его составляющие. В отечественную экономику кредитные организации направили в сентябре 349 млрд руб. — на 121 млрд меньше прироста их зарубежных активов. В частности, нашим негосударственным нефинансовым организациям досталось около 192 млрд руб., что, к примеру, в 1,9 раза меньше, нежели в марте. А вот из структуры прироста их активов в зарубежье: понятно, солидный кусок — 216 млрд руб. — лег на депозиты, но, что особо интересно, заметно большая сумма — почти 236 млрд — ушла за рубеж в виде кредитов и займов. Тут уж невольно встает вопрос: оздоровлением чьих экономик озабочены наши банки?
Ясно, нет тут никакого «вредительства» — каждый банк озабочен страхами за собственное выживание и действует из понимания ситуации. Однако вопрос этот в октябре, когда государство открыло кредитный кран для ведущих банков, видно, обострился до неприличия. По словам Владимира Путина, хотя общая тенденция на сокращение объема операций по переводу средств в зарубежные банки просматривается как раз у банков — получателей госсредств, объем таких операций увеличился. При этом результат накачки отечественной кредитной системы государственными деньгами пока практически нулевой — до реальной экономики они не доходят.
В общем, на крепкие выражения со стороны власти и «милицейский присмотр» банкиры нарвались по делу. Правда, пока меры к ним обещаны мягкие — приход «комиссаров» от регулятора в банки, берущие госкредиты, да отслеживание состояния их внешних активов на предмет достойности этих кредитов в дальнейшем.
Возможно, легкий «поводок» подействует. Но вот что смущает. Кредиты по определению государство банкам не дарит, их надо возвращать, да с процентами. И если власть назвала приоритетные для кредитования сектора экономики и будет пальцем показывать, куда направлять выделяемые ресурсы, неплохо бы ей с банками и риски поделить.
ИЗ ОБЗОРА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ1, МЛН РУБ.
01.01.2008 |
01.02.2008 |
01.03.2008 |
01.04.2008 |
01.05.2008 |
01.06.2008 |
01.07.2008 |
01.08.2008 |
01.09.2008 |
01.10.20082 | |
Чистые иностранные активы |
–1 829 971 |
–1 732 775 |
–1 605 097 |
–1 515 475 |
–1 899 924 |
–1 840 523 |
–2 065 615 |
–2 376 810 |
–2 167 147 |
–1 794 922 |
Требования к нерезидентам |
2 293 531 |
2 366 038 |
2 541 430 |
2 625 352 |
2 446 647 |
2 660 455 |
2 582 216 |
2 515 113 |
2 868 661 |
3 338 638 |
Иностранная валюта |
72 226 |
77 230 |
74 899 |
84 259 |
80 601 |
82 237 |
81 375 |
82 211 |
75 375 |
88 374 |
Депозиты |
999 857 |
1 028 838 |
1 128 411 |
994 166 |
903 409 |
996 771 |
1 001 630 |
966 178 |
1 125 854 |
1 342 190 |
Ценные бумаги, кроме акций |
261 250 |
276 814 |
272 214 |
258 962 |
270 151 |
278 674 |
280 076 |
284 513 |
304 774 |
308 183 |
Кредиты и займы |
846 577 |
871 115 |
955 424 |
1 172 216 |
1 065 205 |
1 175 288 |
1 091 071 |
1 052 453 |
1 226 387 |
1 462 041 |
Прочее |
113 621 |
112 040 |
110 483 |
115 749 |
127 281 |
127 485 |
128 065 |
129 758 |
136 270 |
137 850 |
Обязательства перед нерезидентами |
4 123 502 |
4 098 812 |
4 146 527 |
4 140 827 |
4 346 572 |
4 500 978 |
4 647 831 |
4 891 923 |
5 035 808 |
5 133 560 |
Депозиты |
1 004 393 |
1 001 986 |
1 013 526 |
928 734 |
975 822 |
1 010 471 |
1 086 997 |
1 148 631 |
1 183 424 |
1 207 196 |
Ценные бумаги, кроме акций |
142 164 |
129 749 |
130 419 |
130 714 |
129 101 |
136 002 |
125 851 |
127 410 |
130 997 |
136 674 |
Кредиты и займы |
2 797 763 |
2 791 058 |
2 823 203 |
2 893 116 |
3 039 800 |
3 147 736 |
3 222 548 |
3 405 268 |
3 508 416 |
3 578 892 |
Прочее |
179 182 |
176 019 |
179 379 |
188 263 |
201 848 |
206 769 |
212 435 |
210 613 |
212 971 |
210 799 |
Требования к Центральному банку |
1 817 704 |
1 468 425 |
1 469 354 |
1 397 656 |
1 372 402 |
1 477 124 |
1 700 328 |
1 477 079 |
1 473 529 |
1 414 697 |
Наличная валюта |
416 326 |
298 830 |
306 652 |
318 864 |
329 450 |
323 522 |
352 343 |
338 486 |
351 736 |
381 111 |
Депозиты |
1 300 708 |
1 068 258 |
1 033 537 |
1 059 976 |
1 024 294 |
1 133 814 |
1 324 291 |
1 097 940 |
1 083 235 |
1 010 111 |
Ценные бумаги, кроме акций |
100 670 |
101 337 |
129 165 |
18 815 |
18 658 |
19 789 |
23 694 |
40 653 |
38 558 |
23 475 |
Чистые требования к органам госуправления |
562 016 |
500 607 |
577 887 |
478 694 |
240 231 |
162 086 |
229 683 |
115 446 |
10 902 |
–422 309 |
Требования к органам госуправления |
868 638 |
872 682 |
919 287 |
844 888 |
810 197 |
781 669 |
795 650 |
806 010 |
812 677 |
818 067 |
Ценные бумаги |
740 022 |
754 108 |
794 519 |
713 792 |
692 293 |
668 402 |
678 536 |
683 348 |
699 081 |
694 103 |
Другие требования |
128 615 |
118 574 |
124 768 |
131 096 |
117 904 |
113 266 |
117 113 |
122 662 |
113 596 |
123 964 |
Обязательства перед органами госуправления |
306 621 |
372 076 |
341 400 |
366 194 |
569 966 |
619 583 |
565 967 |
690 565 |
801 775 |
1 240 376 |
Депозиты |
300 620 |
362 605 |
326 956 |
354 073 |
563 321 |
611 605 |
553 923 |
683 400 |
792 666 |
1 228 955 |
Другие обязательства |
6001 |
9470 |
14 443 |
12 121 |
6645 |
7978 |
12 044 |
7165 |
9108 |
11 420 |
Требования к другим секторам |
13 079 971 |
13 547 263 |
13 785 966 |
14 249 580 |
14 736 613 |
15 152 459 |
15 613 864 |
16 034 427 |
16 501 307 |
16 850 377 |
Другие финансовые организации |
251 307 |
371 441 |
388 258 |
397 735 |
403 023 |
449 296 |
470 418 |
450 750 |
446 654 |
457 853 |
Нефинансовые государственные организации |
288 704 |
305 152 |
298 711 |
269 803 |
262 280 |
268 040 |
270 966 |
266 480 |
272 919 |
284 166 |
Другие нефинансовые организации |
9 301 728 |
9 590 432 |
9 730 761 |
10 095 016 |
10 425 897 |
10 657 008 |
10 959 472 |
11 243 952 |
11 550 990 |
11 742 719 |
Население |
3 238 232 |
3 280 238 |
3 368 235 |
3 487 027 |
3 645 413 |
3 778 113 |
3 913 008 |
4 073 244 |
4 230 744 |
4 365 639 |
Обязательства перед Центральным банком |
50 695 |
45 255 |
235 308 |
160 608 |
101 813 |
51 409 |
52 934 |
66 644 |
174 095 |
323 267 |
1 Данные представлены в новом формате в соответствии с требованиями Руководства по денежно–кредитной и финансовой статистике (МВФ, 2000). Методология расчета показателей приведена в методологических комментариях Бюллетеня банковской статистики. Данные за 1995—2006 гг. см. в таблице «Аналитические группировки счетов кредитных организаций».
2 Предварительные данные.