Глава Минтранса Игорь Левитин сделал доклад Правительству о ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте. В следующем году ОАО «РЖД» прогнозирует снижение темпов роста доходов, поэтому для реализации его инвестпрограммы потребуется дополнительно 100 млрд рублей.
Мировой финансовый кризис может оказать негативное воздействие на общие объемы перевозок и доходы железнодорожной отрасли. Поэтому ОАО «РЖД» разработало уточненный финансовый план 2009—2011 гг.
По прогнозной оценке, общий грузооборот железнодорожного транспорта достигнет в следующем году уровня 2490,2 млрд ткм, в 2010 г. — 2545,3 млрд ткм и 2604,5 млрд ткм в последнем году трехлетки.
В этих условиях план доходов от всех перевозочных видов деятельности выглядит следующим образом: в будущем году в кассу и на расчетный счет компании поступит 1207,9 млрд руб., в 2010 г. — 1377,3 млрд и в завершающем году планового периода — 1575,8 млрд. руб.
В результате ОАО «РЖД» рассчитывает выйти на положительный финансовый результат. Чистая прибыль компании в 2009 г. составит 3 млрд руб., в 2010 г. — 39,8 млрд (в том числе за счет реализации пакетов акций дочерних и зависимых обществ), а в 2011 г. — 1,4 млрд руб.
Объемы инвестиций компании в ближайшие 3 года запланированы по нарастающей: в следующем году — 434,2 млрд руб., в 2010 г. — 536,1 млрд и в последнем году планового периода — 624,3 млрд руб.
Причем в проекте инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на трехлетку сформированы разделы, предусматривающие приоритетное выполнение проектов, связанных с развитием железнодорожной инфраструктуры для организации и проведения Олимпийских игр 2014 г. в г. Сочи.
Учитывая, что значительную часть инвестиционной программы предполагается финансировать за счет заемных средств, по оценке Минтранса, высока вероятность возникновения финансовых рисков. Они могут выразиться в отсутствии достаточного количества кредитных ресурсов на рынке капитала. Поэтому ОАО «РЖД» сможет обеспечить привлечение за счет финансового рынка только 52,4 млрд руб. Еще 100 млрд руб. Минтранс предполагает привлечь за счет государственной поддержки путем выпуска инфраструктурных облигаций.
Премьер-министр Владимир Путин выразил надежду, что железнодорожникам удастся сохранить основные параметры ранее намеченного инвестиционного плана. Особенно учитывая объективное удешевление строительства за счет снижения цен на основные конструкционные материалы (металл, цемент и др.).