Менеджмент знаний — не просто дисциплина, но и концепция управления. Для полезного ее использования необходимо провести на предприятии ряд подготовительных работ. При этом руководящими принципами всех процессов внедрения и реализации менеджмента знаний должны быть интеграция и систематизация корпоративного интеллектуального капитала.
Сценарий внедрения
По мнению специалистов, можно выделить два подхода к реализации менеджмента знаний в управлении организацией:
-
персональный — знания содержатся в людях, поэтому главные задачи состоят в том, чтобы они его накапливали, делились с коллегами и использовали на благо компании;
-
технологический — знания хранятся в информационных системах на бумажных и/или цифровых носителях в основном в непригодном для использования виде, и главная задача здесь — обобщить и систематизировать информацию, с тем чтобы с помощью ИТ-средств анализа и синтеза извлечь из нее полезные экономические знания.
На практике оба подхода дополняют друг друга и выполняются по схожему сценарию.
На вводном этапе определяют ключевых сотрудников, заинтересованных в поддержании проекта. Они должны сформировать сообщество, которое в дальнейшем будет продвигать идеи управления знаниями в компании.
Следующий этап — аудит, оценка интеллектуального капитала и его соответствия реальным потребностям сотрудников. Аудирование можно проводить для того, чтобы определить, соответствуют ли внешние источники информации потребностям, насколько эффективно используются знания сотрудников, как осуществляется управление знаниями о клиентах.
На третьем этапе осуществляют анализ результатов предыдущих этапов и разрабатывают стратегию и тактику управления знаниями — политику управления знаниями. Она определяет, какие знания особенно важны для компании, что с ними следует делать, как оценивается эффективность управления интеллектуальным капиталом, каковы новые должностные обязанности сотрудников в отношении управления знаниями и т. д.
Заключительный этап включает реализацию намеченных планов: политика управления знаниями вводится в действие, меняется содержание входящих информационных потоков, новости из внешних источников ориентируются на заинтересованных сотрудников, составляются каталоги всех информационных ресурсов. Помимо этого, для сотрудников проводятся обучающие программы-тренинги по основам управления знаниями, внедряются технологические решения (системы управления знаниями), составляются руководства пользователей на новые источники информации и знаний и т. д.
Первостепенные задачи
Согласно прогнозам экспертов в области менеджмента, лидерами на рынках XXI века станут организации, переопределившие свои основные бизнес-процессы для использования управления на основе знаний. При этом конкурентные преимущества достигаются превращением знаний в ценные смысловые руководства к действию.
Однако для системного внедрения и реализации менеджмента знаний необходимо четкое описание, а при необходимости — реинжиниринг бизнес-процессов компании (см. «ЭЖ» № 23, 2006 г., стр. 33; № 46, 2007 г., стр. 33). В ходе такого выстраивания процессов знание, по словам специалистов, должно переходить в действия, то есть в эффективное представление информационных ресурсов для принятия решений и в поддержку их выполнения. Для этого компании необходимо определять и постоянно совершенствовать внутренние регламенты, методики, процедуры, должностные инструкции и т. д., убеждаться, что они соответствуют условиям меняющейся бизнес-среды.
Исходя из сказанного можно сформулировать ряд задач систематизации знаний компании:
-
идентификация деятельности компании на стратегическом и процессном уровне — построение модели бизнес-процессов компании «как есть» и «как должно быть» (разработка такой бизнес-модели способствует выявлению и формализации знаний, «зачем», «почему» и «как» реализуется деятельность компании);
-
определение ключевых знаний — создание классификаторов «дерево знаний» и «носители ключевого знания», построение проекции «дерева знаний» на базу данных и сотрудников компании, первичный аудит знаний — анализ элементов знаний и их основных атрибутов: владелец, носитель, использование и достаточность для выполнения действий, определение дефицита знаний;
-
выбор стратегии менеджмента знаний — связь с базовыми принципами функционирования бизнеса, определение критических факторов успеха и показателей в области менеджмента знаний;
-
связывание знаний с процессами компании — введение функций и разработка процессов управления знаниями и управления на основе знаний в бизнес-модель компании, формирование корпоративных стандартов и регламентов, шаб-лонов типовых документов;
-
создание технологической платформы применения знаний;
-
развитие обмена, синтеза и применения знаний как части корпоративной культуры.
Знания где-то рядом
Полезно искать и находить знания везде, где возможно, а также извлекать их из окружающей среды. Словом, сотрудникам и руководству компании следует представлять себя одновременно в двух ролях — хранителей и творцов знаний.
Первую роль необходимо играть, используя современные информационные технологии, а также любые подручные средства. Например, на случай если «полетит» электронный органайзер, выручит его бумажный дублер — обыкновенный блокнот, который при желании можно превратить в удобное средство поддержки ежедневной деятельности. Многие наверняка замечали, что, полистав старую записную книжку, можно очень кстати что-то «узнать».
Вторую роль играть нужно так, чтобы новые знания не просто согласовывались с накопленным корпоративным опытом, дополняли и обогащали его, но и делали его доступным и полезным для использования. То есть способствовали совершенствованию организации управления знаниями, суть которого заключается в интеграции и систематизации интеллектуальных ресурсов. Только тогда интеллектуальная поддержка бизнеса позволит ему идти по пути прогрессивного развития.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Андрей Трещук, заместитель управляющего директора компании Terralink:
– Организации, ставящие перед собой задачу систематизации знаний, должны определиться с тем, какие знания для компании являются существенными и требуют управления. Те знания, которые нужно четко структурировать, управлять их взаимосвязями и таксономией (набор терминов и ассоциированных отношений между ними), могут быть помещены в базу знаний (пример базы знаний: Википедия).
Однако не все знания целесообразно помещать в базу знаний. Многие из них уже существуют в организации (в системах управления документами, почтовой системе, на файловых серверах) или на внешних общедоступных ресурсах (Интернет). Для работы с такими знаниями внедряются системы управления знаниями (Knowledge Management), которые позволяют как находить необходимую информацию по запросам, так и классифицировать ее, автоматически создавая таксономии.
Таким образом, вся информация, доступная сотруднику компании, может быть применена для принятия решения по тому или иному вопросу.
Если организация ставит задачу анализировать знания, ей необходимо внедрять аналитические системы, которые могут анализировать, сопоставлять информацию, выделять закономерности. Например, в результате анализа публикаций в электронных СМИ можно выявлять появление или затухание интереса прессы к определенным темам.
КАРМАННЫЙ ТЕЗАУРУС
Интеллектуальный капитал (ИК) — все интеллектуальные ресурсы (собственные и заемные), из которых организация извлекает стоимость. ИК может быть разделен на человеческий капитал, капитал отношений с заинтересованными сторонами и организационный капитал.
Человеческий капитал — способность индивидуумов и команд организации удовлетворять потребности заинтересованных сторон компетенциями и идеями.
Капитал отношений с заинтересованными сторонами — отражение прочности связей организации с заинтересованными сторонами, которые оказывают наибольшее воздействие на создание стоимости в компании.
Организационный капитал — способности организации, проистекающие из формализованных знаний, деловых процессов, организационной культуры, ценностей и норм.