Реальное положение дел

| статьи | печать

При ежемесячном анализе работы завода получается, что он работает в убыток, хотя заказы есть. Но по финансовому состоянию такого ощущения нет. Может быть, все дело в незавершенке? Мы получаем пред­оплату в размере 60% от общей стоимости заказа, а отгрузка может быть через 2 месяца. И так с каждым заказом. Как же узнать, как работает наше предприятие? И как правильно организовать финансовый анализ его работы так, чтобы знать о его реальном финансовом ­положении?

Т. Иванова, Москва

 

Эффективно работающее предприятие, как правило, соблюдает два главных условия: поддерживает определенный уровень доходности и платежеспособности. На практике эти условия выполнять непросто, поэтому по жизни получается так: либо деньги есть, прибыли нет, либо, наоборот, прибыль есть, а денег нет. Такое положение дел отражает реально существующие взаимо-связи между экономикой и финансами, которые проявляются во взаимосвязи прибыли и ликвидности (платежеспособности) и которые при принятии решений на практике не учитываются. Поэтому и возникают такие ситуации.

Предприятие не может понять свое реальное финансовое положение и как оно работает, поскольку систематически не отслеживает, не измеряет, не оценивает свои результаты. Иными словами, не управляет ими и вовремя не принимает корректирующие воздействия при отклонении от заданного уровня, работает «вслепую».

Для того чтобы узнать, насколько эффективно работает предприятие, нужно прежде всего проанализировать результаты его работы, его экономику и финансы (платежеспособность): доходы, затраты и движение денежных средств за определенный период. При интерпретации результатов анализа, главное, за цифрами видеть реальное положение вещей, всю картину, учитывая специфику деятельности, наметившиеся тенденции роста затрат и снижения доходов, а за ними главную причину происходящего — цепочку «сбыт — производство — снабжение». Ведь прибыль и платежеспособность — результат работы всего предприятия.

Анализ производственной программы покажет, как работает предприятие

Эффективность производственной деятельности предприятия, получение прибыли, снижение затрат во многом определяются его производственной программой (планом выпуска) на предстоящий период. Именно производственная программа «формирует» основные затраты предприятия. С производственной программой согласовывается потребность в сырье и материалах, топливе, электро­энергии и других затратных статьях; определяется ожидаемая выручка, прибыль, рентабельность. Соответственно формируется программа финансовых результатов на плановый период.

Поэтому для начала можно провести тщательный экономический анализ производственной программы (программы заказов) с точки зрения доходности и потребности в оборотном капитале (для финансирования переменных затрат). Фрагмент такого анализа приведен в таблице.

Структура доходов и расходов предприятия

Затраты на производство продукции сгруппированы в 3 блока: прямые, переменные (затраты продукта), общепроизводственные (технологические затраты изготовления) и общехозяйственные (вызванные струк­турой организационной надстройки). Последовательно вычитая отдельные блоки затрат из объема выпуска и продаж по каждому продукту, получаем отдельные уровни дохода в виде сумм покрытия. Сумма покрытия по продукту (СП I) есть превышение выручки над прямыми, переменными, затратами или вклад каждого продукта в покрытие общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Только после покрытия всех затрат эти вклады становятся прибылью.

Такой подход ответит на вопросы, выгоден ли экономически продукт (заказ) предприятию и сколько он стоит предприятию, позволит узнать, какими источниками финансируется производство или выпол­нение заказа.

В таблице приведена управленческая информация, которая раскрывает реальное положение дел по каждому продукту или заказу, показывает, сколько он стоит предприятию, позволяет оценить экономически результаты деятельности всего предприятия дифференцированно, по отдельным продуктам (заказам), и помогает увидеть ключевые проблемы, стоящие перед предприятием. Важно правильно интерпретировать полученные результаты расчетов, видеть за цифрами реальное положение дел.

Разные уровни и группы доходов и затрат позволяют увидеть подходы к снижению затрат на каждом конкретном уровне, локализовать и понять причину убытков. Кроме того, позволяют определить руководителей, которые могут влиять на определенные группы затрат и отвечать за соответствующие доходы. Это первый шаг.

Затем, управляя производственной программой, т.е. меняя структуру программы, можно спланировать минимальную себестоимость, либо максимальную прибыль, либо максимальную величину суммы покрытия.

Чтобы знать реальное финансовое положение, надо правильно организовать финансовый анализ работы предприятия

На платежеспособность влияет множество факторов, в том числе форма расчетов за выполненные заказы, количество заказов за определенный период, частота их поступления и прочее.

Без знания конкретной ситуации невозможно ответить, в чем причина. При условии предоплаты в размере 60% от общей стоимости заказа и отгрузки через 2 месяца вполне возможно, что в настоящий момент проблемы с деньгами не ощущаются.

Но со всей вероятностью можно предположить, что в скором времени они появятся. Платежеспособностью можно управлять с помощью поступлений и выплат денежных средств только в краткосрочном периоде.

Средства, необходимые для платежеспособности в будущем, должны появиться в результате внутреннего финансирования, через положительный приток денежных средств, важной составляющей которого является чистая прибыль.

Узнать о реальном финансовом положении предприятия можно, проведя финансовый анализ и диагностику. Такой анализ должен раскрыть механизм движения финансовых средств внутри предприятия и его взаимодействия с внешней средой. Этот анализ ответит на вопрос, что происходит с финансами, как они движутся, где «заморожены» и сколько нужно денежных средств завтра, через месяц, через год?

Содержание такого анализа включает 3 раздела:

  • анализ финансовых результатов — раскрывает негативные тенденции в прибыли;
  • оценка финансового положения и финансовой устойчивости — отвечает на вопрос, что происходит с финансами, как они движутся и где «заморожены», каков период и время оборачиваемости денежных средств (затратный и кредитный циклы); соблюдается ли основное правило финансирования;
  • составление отчета о движении денежных средств — покажет, является ли денежный поток от основной деятельности величиной положительной или отрицательной. Это денежные средства, необходимые для текущей деятельности и для будущего существования: для долгосрочных активов, для погашения долгов и процентов по ним. Отчет поможет раскрыть причины отличия чистой прибыли от величины денежного потока от основной деятельности; понять, что изменилось в текущей деятельности (на основании изменения счетов баланса) и как это повлияло на денежный поток; выявить резервы увеличения денежного потока.

Анализ потока движения денежных средств прямым методом позволит определить заказы, приносящие и потребляющие наибольшее количество денежных средств, и определить резервы увеличения денежных средств.

Пример проведения такого анализа см. в «ЭЖ» № 20.

Дополнительно нужно проанализировать приход денежных средств (по неделям), дебиторскую и кредиторскую задолженность, периодичность расчетов с поставщиками по договорам и по факту. Финансовый анализ и диагностика раскроют реальное положение дел и помогут вам выявить проблемные области в работе завода и увидеть слабое звено в цепочке «сбыт — снабжение — производство».

Правильно организовать проведение такого финансового анализа — значит разработать и утвердить регламент его проведения. В регламенте наряду с содержанием финансового анализа прописываются порядок и этапы его проведения, периодичность и ответственные за проведение и результаты (краткая аналитическая ­записка с выводами и конкретными предложениями), ответственность за подготовку исходных данных (финансовая отчетность и др.). В заключение прописывается порядок использования результатов финансового анализа для управления, устанавливается набор из 10—15 основных целевых показателей сбалансированной системы показателей, которые должны определять финансовое состояние предприятия.

Каждый показатель должен найти своего пользователя, который может принимать на основании его значения конкретные управленческие решения.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ (ФРАГМЕНТ) 

 

Продукт А 

Продукт Б 

Итого 

Объем выпуска, тыс. т 

6000

8900

14 900 

Цена, тыс. руб. 

1,5 

0,68 

 

 

млн руб. 

% 

млн руб. 

%

млн руб. 

% 

Доходы 

9000

100

6052 

100 

15 052

100 

Затраты переменные 

 

 

 

 

 

 

Сырье и материалы

5130 

57 

5023 

83 

10 153

67 

Заработная плата производственных рабочих с начислениями 

360

363

723

 

5

 

Топливо и энергия на технологические нужды 

1170

13 

1150 

19 

2320

15

Итого переменные затраты 

6660 

74 

6536 

108 

13 196 

88 

-”- на 1 т 

1,11 

 

0,73 

 

 

 

Сумма покрытия I 

2340 

26 

–484 

–8 

1856 

12 

Доля СП I в доходе от продуктов, %

126

 

–26

 

100

 

Общепроизводственные затраты

 

 

 

 

 

 

 Производственная зарплата

180

2

424 

604 

 Амортизация оборудования, здания

180

2

182

362

2

 Энергозатраты на производство

450

5

363

813

5

 Прочее

450

5

303

753 

Итого затраты на произвводство

1260

14

1272 

21 

2532 

17 

   -”- на 1 т 

0,22 

 

0,14 

 

 

 

Итого производственная с/с 

7920

88 

7808

129

15 728 

104 

   -”- на 1 т  

1,37

 

0,87 

 

 

 

Сумма покрытия II

1080

12

–1756

–28

–676

 

Условно-постоянные расходы, в т.ч. 

% за кредиты 

549 

Затраты на сбыт продукции 

362 

2

Зарплата АУП 

481 

Нвлоги в себестоимости 

233 

АХР 

630 

… 

… 

 

Прочие

608 

Итого условно-постоянные расходы

2824 

19

Всего расходов

18 552

123

Сумма покрытия III (прибыль) 

–3500

–23