Надежды на то, что информационные технологии (ИТ), прочно обосновавшиеся буквально во всех сферах деятельности, сами по себе поднимут бизнес на новый качественный уровень, повысят производительность труда при сокращении численности сотрудников и уменьшат затраты, не оправдываются. Поэтому искушение снизить расходы на ИТ испытывает практически каждый руководитель предприятия. Останавливает его от этого шага чаще всего интуиция, а не экономическое обоснование.
Пренебрежение методиками измерения экономической эффективности использования информационных технологий особенно обостряет борьбу ума и ощущений в период мировой финансовой нестабильности.
Российские компании уже вложили значительные средства в развитие информационных систем и ИТ-инфраструктуры. Более того, многие из них успешно решают поставленные задачи и демонстрируют качественное изменение своего бизнеса. Однако мало какие из них могут оценить и экономически обосновать вклад информационных технологий в общий успех компании.
При финансировании того или иного ИТ-проекта руководствуются обычно такими критериями, как улучшение имиджа компании («не хуже других»), повышение прозрачности в управлении («известны складские запасы») и повышение эффективности. Однако именно эффективность практически никто и не оценивает.
С одной стороны, у большинства менеджеров нет желания (знаний, навыков) проводить трудоемкие расчеты, и они легко верят в эффективность, декларируемую поставщиками продукции и услуг в области информационных технологий.
С другой стороны, многообразие методов расчета эффективности инвестиций в ИТ и оценки ИТ-услуг (о некоторых из них рассказывается в данном выпуске), а также подчас противоречивые точки зрения, какой из них наиболее оптимальный, затрудняют правильный выбор.
Однако отсутствие универсальной методики должно стимулировать компании подойти к оценке эффективности информационных технологий с разных позиций, проводить более тщательный и разносторонний анализ.
Значительную помощь в решении этой задачи окажут:
-
тесное сотрудничество ИТ-специалистов и менеджеров всех других подразделений и использование при этом «единого языка общения»;
-
подход к любому ИТ-проекту как к самостоятельному инвестиционному проекту;
-
формирование системы ключевых показателей, критических для компании;
-
учет всех издержек, касающихся внедрения и эксплуатации информационных технологий;
-
выявление экономических выгод, связанных с реализацией проекта;
-
соотнесение предполагаемых результатов внедрения со стратегическими целями компании.
Следование всем этим принципам повышает точность оценки. Но при этом надо признать, что оценка эффективности инвестиций в информационные технологии и ИТ-услуги гораздо сложнее. Учесть опосредованное влияние информационных технологий на общие результаты деятельности — прибыльность, рентабельность, уровень затрат и т. д. — довольно трудно.
Но и отказываться от этого сегодня опасно. В условиях жесткой конкуренции и глобального финансового кризиса требуется быстрое и адекватное реагирование на любое изменение обстановки. Выигрывает тот, кто имеет нужную и достоверную информацию и умеет ее использовать.
Подобно сырью, труду и капиталу в индустриальном обществе информация в постиндустриальном обществе при формировании информационной и инновационной экономики приобретает статус важнейшего экономического фактора. Поэтому пора расстаться с иллюзиями относительно информационных технологий.
Вполне естественной представляется тенденция увеличения затрат компаний на создание, сопровождение и развитие информационных систем, ИТ-инфраструктуры, ИТ-услуг. Но не огульная трата денег на «все новое и современное», а в соответствии с четко выверенным и экономически обоснованным балансом «необходимого и достаточного».