Какую ответственность влечет непредставление в установленный срок индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы», налоговой декларации по итогам отчетного периода при условии своевременной оплаты авансовых платежей за тот же период?
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о взыскании в случае несвоевременной подачи налоговой декларации (расчета) и сообщается следующее.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу (п. 1 ст. 80 Кодекса).
Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 Кодекса).
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 346.23 Кодекса).
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Кодекса).
Указанная налоговая декларация, отражающая данные об исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа, фактически является расчетом авансового платежа и не отвечает требованиям абз. 1 п. 1 ст. 80 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 119 Кодекса предусмотрено исчисление размера штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган в зависимости от суммы налога, подлежащей уплате, а не авансовых платежей.
Статьей 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Учитывая изложенное, полагаем, что несвоевременное представление налоговой декларации по итогам отчетного периода налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, влечет ответственность, установленную ст. 126 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
С. РАЗГУЛИН