Минфин в Письме от 15.10.2008 № 03-03-06/1/587 разъяснил порядок формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в целях исчисления налога на прибыль в случае, когда товар имеет различные гарантийные сроки для разных рынков сбыта.
Финансисты пришли к выводу, что при реализации товаров с различными сроками гарантийных обязательств налогоплательщик вправе создать один резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров в размере, не превышающем ожидаемых расходов по всем ожидаемым затратам на гарантийный ремонт.
С мнением Минфина трудно не согласиться.
НК РФ позволяет налогоплательщикам предусматривать резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Такой резерв создается только в отношении товаров, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока (п. 2 ст. 267 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.
Если ранее реализация товаров с условием гарантийного ремонта и обслуживания не осуществлялась, резерв создается в размере, не превышающем ожидаемых расходов на гарантийный ремонт. При этом согласно п.4 ст. 267 НК РФ под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.
Но это не значит, что по товару, имеющему для разных рынков сбыта различный срок гарантии, должны формироваться отдельные гарантийные резервы исходя из срока гарантии.
В НК РФ не предусмотрено формирование гарантийных резервов по каждому виду продукции. Такой резерв может быть только один, и он формируется в отношении всех товаров, по которым установлены гарантийные обязательства. Это вытекает из положений ст. 267 НК РФ.