Казалось бы, кризис должен заставить людей экономить, причем в первую очередь на вещах не первой необходимости. Например, на обучении. Если рассуждать, что тебя могут уволить, денег не будет, то и учиться не на что да и незачем. Но это неправильный взгляд на вещи.
В условиях кризиса или его приближения растет риск увольнения сотрудников. Компании пересматривают штатные расписания с целью сокращения фонда заработной платы, так как не могут позволить себе содержать неэффективных работников, а выбирают самых достойных. Чтобы стать избранным, надо повышать свою конкурентоспособность. При этом бизнес-образование – один из наиболее эффективных инструментов для достижения этой цели.
Так, по данным Begin Group, в ряде школ, таких как University of Minnesota Carlson School of Management, MIT Sloan School of Management и прочих, количество поступающих выросло до 36% по сравнению с предыдущим годом.
Такая активность обусловлена желанием повысить свой интеллектуальный уровень и приобрести превосходную репутацию на рынке труда. Но не только.
Программы MBA (Master of Business Administration) – это в первую очередь образование для руководителей компаний.
И именно они являются главными жертвами кризиса. Поэтому они идут учиться, чтобы понять, как действовать в сложившейся экономической ситуации, как спасти свое предприятие от финансового краха.
Рынок бизнес-образования тоже не дремлет. Бизнес-школы стараются найти именно ту модель обучения, которая наиболее полно отвечала бы требованиям времени.
Так, Леонид Иванович Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса, президент Российской ассоциации бизнес-образования, считает, что сегодня бизнес-образование ищет новые пути развития.
Первый путь – это путь школ, которые опираются на науку, их цель – сформировать у слушателя углубленные знания во всех наиболее развитых сферах и функциях бизнеса, дать ему идею развития личностных и профессиональных качеств.
Второй путь развития выбирают школы, которые опираются на людей, на лидеров инноваций, приходящих за необходимыми знаниями.
По словам ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимира Мау, МВА – это не учеба, а «общение с себе подобными» преподавателями и слушателями, интенсивный обмен опытом. В этом смысле для школы бизнеса подбор слушателей важен не менее чем подбор преподавателей.
В российской практике идет поиск синтеза этих двух подходов, что является основой долгосрочной стратегии развития. Ведущие российские школы бизнеса вступили в фазу дифференциации, и каждая ищет «свое лицо». Этот новый этап развития бизнес-образования России можно охарактеризовать как этап зрелости.
Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодня является международная аккредитация российских бизнес-школ. Именно она определяет котируемость диплома учебного заведения на международном рынке труда. Существуют 3 главные международные аккредитации – американская AACSB, брюссельская EQUIS и лондонская AMBA. Их наличие является гарантом того, что школа входит в мировую элиту.
Кроме того, сам процесс аккредитации оказывает исключительно положительное влияние на развитие учебного заведения.
Особенностью российского бизнес-образования является непопулярность очной формы обучения. Если люди имеют возможность оторваться от работы, то они скорее всего предпочтут российскому образованию западное. В противовес дневному обучению растет спрос на дистанционные программы и краткосрочные курсы – mini MBA.
Первые актуальны из-за территориальной сосредоточенности большинства бизнес-школ в крупных городах России. Вторые становятся популярными в свете нестабильной экономики страны.
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, многие отечественные бизнес-школы предлагают ознакомиться с различными аспектами и пройти полный курс антикризисного управления.
Он предполагает формирование у топ-менеджеров навыков и знаний по управлению в сложных условиях внешней и внутренней среды. Во время обучения обсуждаются вопросы выхода и недопущения кризисных явлений в ходе слияния и поглощения компаний, особенности налоговой системы РФ, административные и другие риски и методы управления ими.
Рассматриваются также такие элементы антикризисного управления, как финансовое оздоровление предприятия, арбитражный процесс, банкротство, антикризисное управление развитием территорий. Особое место занимает блок дисциплин, направленных на работу с командой и коллективом во время кризисных явлений: кадровый аудит и оценка персонала, принятие управленческих решений в условиях стресса, управление конфликтами, навыки создания и управления командами.
Повышение процента поступающих, изменения и нововведения в бизнес-школах, появление новых программ обучения – все это свидетельствует об интенсивном развитии системы бизнес-образования. В сложившейся ситуации люди понимают, что образование – это не потеря денег, а вклад в свое будущее и компании. Инвестиции в обучение – это наиболее правильное распоряжение деньгами, так как знания – это тот капитал, который не исчезнет бесследно с годами.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
20 лет российскому МВА
Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ, Президент российской лиги МВА:
– Российскому МВА (Master of Business Administration) в этом году исполнилось 20 лет. В 1988 г. в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ была образована Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ).
Сегодня в России работают свыше 30 бизнес-школ, которые уже подготовили около 24 тыс. менеджеров со степенью МВА. Считается, что растущей экономике, такой как наша, необходимо 10–15 тыс. подготовленных управленцев в год. Сейчас у нас их примерно 5 тыс.
По программе МВА учатся достаточно успешные (или желающие быть таковыми) люди. Как минимум это не имеющий систематического образования, но эффективный и талантливый предприниматель или опытный топ-менеджер, имеющий навыки эффективного управления бизнесом. И тот и другой – желанные гости в любой школе бизнеса, поскольку их опыт и практические знания делают обучение результативным и интересным не только для них самих, но и для их коллег.
Сейчас, в период мирового финансового кризиса, американские школы бизнеса неожиданно зарегистрировали бум желающих обучаться по программам МВА. Какие бы времена ни приходили, с человеком всегда остается его опыт, навыки и, конечно, образование.
Кризис – время, когда нужно учиться
Светлана Ракутина, Московская школа управления «Сколково»:
– Рынок бизнес-образования в России стремительно растет и еще до конца не сформировался. Программы МВА и EMBA становятся все более популярны. Наибольшим спросом пользуются программы, ориентированные на общий менеджмент (General Management), хотя многие школы предлагают и более узконаправленные, такие как MBA и EMBA по маркетингу и финансам, а также cфокусированные на определенной отрасли (информационные технологии, нефть и газ). Краткосрочные программы всегда показывают, какая тема является самой «горячей» на рынке. До недавнего времени это было лидерство. Думаю, сейчас на 1-е место выйдут программы по кризис-менеджменту и принятию решений.
Статистика развития бизнес-образования в США показывает, что именно в период кризисов МВА и EMBA становились особенно популярны. Полагаю, что такую же картину мы будем наблюдать и в России в самое ближайшее время. Этому есть логическое обоснование. В периоды спада деловой активности у топ-менеджеров и руководителей и владельцев организаций появляется больше свободного времени и понимание того, что нужны знания и навыки, которые помогут преодолеть кризис и вывести его на новый уровень. Поэтому многие рассматривают бизнес-образование в кризисной ситуации самой разумной инвестицией денег и времени.
Продолжаем инвестировать в развитие персонала
ДжонатанТарр, генеральный директор компании «Кимберли-Кларк»:
– Кризис на финансовых рынках несильно затрагивает производителей товаров повседневного спроса. Поэтому мы продолжаем инвестировать и в развитие наших брендов, и в дальнейшее развитие сотрудников. Более того, мы инвестируем в развитие нашего производства в Московской области, что потребует от большинства сотрудников дополнительных навыков и знаний.
Поэтому сейчас наши сотрудники отдела продаж, маркетологи, логисты, финансисты активно принимают участие в учебных программах, организуемых нашими учебными центрами и лучшими специалистами в разных странах. Часть сотрудников проходит интенсивный курс обучения с выездами на наши предприятия на всех континентах.
Конечно, кризис приносит ряд трудностей. Но так или иначе разрешение этой ситуации будет найдено. Поэтому мы и занимаемся дальнейшим развитием профессионализма и потенциала наших сотрудников.