Хорошего – понемножку

Нужны срочные меры по упрощению налогового законодательства
| статьи | печать
Хорошего – понемножку

Несмотря на некоторое улучшение налоговой системы, предприниматели испытывают разочарование по поводу слишком медленного реформирования налогового администрирования. Исследование, проведенное компанией «Эрнст энд Янг», показало, что бизнес-сообщество не удовлетворено непоследовательностью органов власти в применении и толковании налогового законодательства.

 

Ах, оставьте ненужные споры...

Представители бизнеса отмечают небольшое улучшение системы налогообложения, которое коснулось прежде всего налоговых споров. Они считают, что в российских условиях споры с налоговыми органами неизбежны, однако в этом году констатируют положительные изменения для бизнеса.

Частота налоговых споров снизилась: немногим более половины (56%) предпринимателей заявляют, что у них были налоговые разбирательства с налоговыми органами (для сравнения: 84% в 2006 г.). Причем только 65% споров были доведены до суда (82% в 2006 г.).

В судах же ситуация складывается в отличие от прошлых лет в пользу налогоплательщиков. Подавляющая часть (89%) споров, рассматриваемых в суде, была выиграна участниками опроса. Столь высокий процент выигранных дел свидетельствует о существенной поддержке налогоплательщиков со стороны судебных органов.

 

От негатива к нейтралитету

Если в прошлом году предприниматели оценивали влияние налогового законодательства на инвестиционный климат крайне негативно, то сейчас они отмечают незначительное улучшение: к отрицательным оценкам представителей бизнеса в нынешнем году добавились нейтральные.

Кроме того, иностранные компании более негативно воспринимают особенности налогового законодательства в нашей стране, чем российские предприятия. Наши, по всей вероятности, уже притерпелись.

 

Внесем побольше ясности

По мнению бизнес-сообщества, в качестве первого шага Правительство должно принять срочные меры по упрощению налогового законодательства. Наличие в стране ясных и четких налоговых законов способствовало бы уменьшению случаев неоднозначного толкования законодательства и обеспечивало бы его единообразное применение налоговыми органами.

Это, в свою очередь, помогло бы предотвратить возникновение многих налоговых споров. Большинство их, как свидетельствует практика, относится к НДС и трансфертному ценообразованию, включая уточнение условий и процедур их применения, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.

Несмотря на эффективность судебного порядка разрешения налоговых споров, судебные процессы связаны с существенными денежными и временными затратами, поэтому представители компаний считают необходимым дальнейшее развитие судебной системы.

Планы Правительства по уменьшению налоговых ставок вызвали бурные дебаты в деловом сообществе. Большинство бизнесменов считают, что снижение НДС и налога на прибыль приведет к улучшению инвестиционного климата. Они также отмечают необходимость введения более простых и понятных правил расчета НДС и ускорения сроков возвратов по нему.

Еще одной важнейшей темой, вызывающей обеспокоенность предпринимательского сообщества, является налоговый учет. Бухгалтеры компаний, работающих на российском рынке, тратят огромное количество времени на подготовку различных видов отчетности. Руководители и сотрудники финансово-экономических служб выступают за упрощение правил составления налоговой отчетности и приведение их в максимальное соответствие с российскими принципами бухучета. Например, они считают, что ограничения на определенные отчисления с расходов должны быть устранены.

Необходимо внести ряд улучшений в целях сокращения объема документации, требуемой для подтверждения экспортного НДС, а также для обоснования исключения из налоговой базы расходов, поскольку оба процесса в настоящий момент являются очень трудоемкими. Подготовка в короткие сроки колоссального объема документации, необходимой в периоды проверок, вызывает много трудностей.

Весьма интересно следующее предложение представителей компаний: властям следует учредить специальный надзорный орган, контролирующий деятельность налоговых структур. Более того, многие собственники и руководители предприятий заявляют, что налоговым органам необходимо обращать больше внимания на уровень подготовки сотрудников. Причем для улучшения системы предлагается предоставить специалистам адекватную заработную плату, регулярно проводить обучающие программы, улучшить систему автоматизации внутренних процессов.

В целом, по мнению представителей бизнеса, российская система налогообложения требует существенного улучшения. Если при проведении реформ в области налогового законодательства Правительство будет учитывать пожелания предпринимательского сообщества, это будет способствовать дальнейшему улучшению налогового климата в стране, а самое главное – восстановит веру инвесторов в будущее отечественной экономики.