20 декабря в России начнет действовать новый Федеральный закон – технический регламент на молоко и молочную продукцию. Главное ноу-хау документа – он разграничивает понятия «молоко» и «молочный напиток».
Что именно следует называть молоком, в нашей стране точно знают только деревенские жители, для которых цепочка «корова – кружка» практически не имеет промежуточных звеньев. Городские жители, для которых молоко происходит не от коровы, а из одинаковых квадратных литровых пачек, давно уже не знают настоящего вкуса этого продукта. Почти все, что продается в супермаркетах с надписями «натуральное», «цельное» и даже с изображением деревенских пейзажей, произведено из порошка. Цепочка выглядит примерно так: «финская корова – финский молокозавод – порошок – склад – фура – склад – российский молокозавод». Затем порошок разбавляют водопроводной водой, стерилизуют и разливают в красивые пачки. На вид – молоко.
«Ваша страна – основной потребитель нашего порошкового молока, – сообщил «ЭЖ» один из менеджеров финской компании Valio, одного из лидеров по производству молока в Европе. – Крупнейшие российские компании закупают нашу порошковую продукцию».
При этом собеседник отметил, что в Финляндии Valio порошковое молоко не продает. «Да и вообще в Европе это не принято», – добавил представитель Valio.
Но теперь в России потребитель по крайней мере будет знать, что он покупает. Регламент устанавливает обязательные требования к молоку, молочной продукции и продуктам переработки, к их производству и обороту. А также вводит основные понятия: «молоко», «молочная продукция», «молочный продукт», «молочный составной продукт», «молоко топленое», «молоко пастеризованное», «молочный напиток»... Всего в списке 102 наименования, вплоть до заменителя молочного продукта, который производится в основном или полностью из немолочных компонентов, но используется в тех же целях.
Что изменится? Если продукт, продаваемый как молоко, сделан из сухого цельного или сухого обезжиренного молока, продаваться он должен будет под новым названием – «молочный напиток». Даже если в составе этого продукта есть хотя бы 1% порошкового молока.
Бизнес выжидает
Между тем участники молочного рынка России далеко не однозначно восприняли новый Федеральный закон. В частности, негативное отношение к документу высказал крупнейший игрок молочной отрасли – компания «Вимм-Билль-Данн».
Председатель совета директоров холдинга Давид Якобашвили отметил, что использование в производстве сухого молока вызвано объективными причинами.
«В ситуации, когда Россия обладает такими огромными расстояниями, это неизбежно. А если возьмем Дальний Восток, то там практически нет свежего молока», – заявил предприниматель.
По его словам, введение нового техрегламента обернется тем, что цена на цельное молоко в зимний сезон будет подниматься неимоверно. «Это переложится на плечи покупателя. И на плечи переработчика, потому что маленькие заводы, которые использовали в производстве сухое молоко и у которых нет расширенной линейки различных продуктов, не выдержат. Зато большие производители могут переключиться на высокомаржинальные продукты. А что касается сухого молока, то тогда летом будет выгоднее не просто сушить излишки натурального молока, но и потом продавать его в такие страны, как Алжир, Китай, Индонезия, которые сегодня покупают его в огромном количестве», – прогнозирует Д. Якобашвили.
Президент фонда «Русские фермы» Андрей Даниленко придерживается иного мнения: «Меня волнует, что в России используется неоправданно большое количество сухого молока для производства конечной продукции. В европейских странах продукт, в который заведомо вводится сухое молоко, значится как молочный напиток. Мороженщики, кондитеры могут использовать порошок без ограничений. Но когда речь идет о молоке, которое пьется ежедневно, то никакие добавки витаминов не заменят живую материю. Потребитель должен выбирать с открытыми глазами: хочешь – пей дешевый восстановленный молочный напиток, хочешь – дорогое натуральное молоко.
Многие участники молочного рынка России считают, что введение техрегламента сделает конкуренцию на рынке более добросовестной. По мнению собеседников «ЭЖ», ужесточение стандартов выгодно и потребителям. «Мы приветствуем этот техрегламент, но нашу работу он не поменяет, – отмечает коммерческий директор новгородской молочной компании «Лактис» Алла Лукашевич. – Мы не используем заменителей молочного жира и отвечаем за качество по стандартам ISO и HASP».
Зампред Госдумы, председатель Комиссии по техрегулированию Юрий Волков и Главный санитарный врач Геннадий Онищенко постоянно подчеркивают, что новый техрегламент должен облегчить жизнь производителям молока, потому что он соберет воедино все разрозненные и подчас противоречивые нормы и требования разных госорганов. С этим согласен и председатель Российского молочного союза Владимир Лабинов.
Несоблюдение новых стандартов будет караться в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Поэтому для производителей молока и молочных продуктов новый техрегламент – палка о двух концах.
Кто в лес, кто по дрова
Неоднозначны и мнения аналитиков по поводу того, чем обернется для отрасли введение техрегламента и что будет с ценами на молоко после того, как начнут действовать его нормы. Эксперты не исключают варианта, что переход молочной отрасли России на новый техрегламент грозит ей определенными потерями. Например, до ввода техрегламента надо успеть использовать ту упаковку, которая есть, а это миллионы долларов, создать и запустить новую упаковку.
В переходе на техрегламент есть немало других проблем. В частности, в самом документе не расписано конкретно, что такое молочные напитки и каким должен быть их состав. А этот состав надо указывать на новой упаковке. Согласно техрегламенту вся молочная продукция РФ должна получить сертификат соответствия. Но у Роспотребнадзора, по словам В. Лабинова, еще до конца не проработана технология сертификации, и поэтому до сих пор пока не сертифицирован ни один молочный продукт.
Игроки рынка считают, что государство должно плавно вводить нормы технического регламента. Также не исключено, что в результате введения техрегламента цены на молочные продукты могут повыситься. В соответствии с техрегламентом молоко, изготовленное с добавлением сухого молока, должно называться молочным напитком. Как полагают авторы документа, это позволит повысить спрос на сырое молоко, тем самым поддержать его производителей и ослабить влияние импорта сухого молока.
Рынок «на троих»
По оценкам некоторых российских экспертов, негативно влияет на молочную отрасль и ценовой диктат торговли над переработчиком и производителем. Отношения между этими тремя основными «игроками» на молочном рынке никак нельзя назвать равноправными. Более 60% молочного рынка в России контролируют всего 3 компании – «Вимм-Билль-Данн», Unimilk и Danone. Они же являются лидерами по количеству импортируемой в РФ готовой молочной продукции, сырья и компонентов для молочного производства.
Тем не менее крупные переработчики уверяют, что не намерены монополизировать рынок и вытеснить мелкие предприятия.
Председатель РМС В. Лабинов считает, что «объективных оснований для концентрации производства нигде, кроме как в центральных регионах, нет». Это неудивительно, учитывая, что наибольший спрос, плотность населения и оборот капитала наблюдаются именно в центре страны. В отдаленных субъектах развитие производства не настолько прибыльно и имеет свой потолок. Так или иначе, но в отдаленных регионах, по-видимому, сырое молоко и его переработка останутся за мелкими производителями.