МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2008 Г. № 03-11-04/3/462
О порядке применения ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по реализации готовых лекарственных форм муниципальным унитарным предприятием
Основным видом деятельности муниципального унитарного аптечного предприятия — налогоплательщика ЕНВД является розничная торговля готовыми лекарственными формами. Учредителем предприятия является администрация городского округа. В связи с вступлением в силу с 01.01.2009 подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ сохранится ли за предприятием право на применение ЕНВД?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2009 г. в отношении предпринимательской деятельности по реализации готовых лекарственных форм муниципальным унитарным предприятием и сообщает следующее.
Федеральным законом от 22.06.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесен ряд изменений в гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), вступающих в силу с 1 января 2009 г.
Так, согласно новой редакции ст. 346.26 Кодекса (подп. 2 п. 2.2) на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Учитывая, что организация является унитарным предприятием, а учредителем предприятия является муниципальное образование, при решении вопроса о применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении осуществляемой указанным предприятием розничной торговли готовыми лекарственными формами необходимо учитывать следующее.
Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 214, 294 и 295) и в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О го-
сударственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 Кодекса определение организации в целях применения законодательства о налогах и сборах.
Данная позиция также содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2008 № 6214/08 и в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 № 16720/07.
Таким образом, в рассматриваемом случае положения подп. 2 п. 2.2 новой редакции ст. 346.26 Кодекса не являются основанием, препятствующим применению унитарным предприятием системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН