При оказании услуг льготным категориям граждан организации получают из бюджета субсидии. Они служат для компенсации неполученной платы за оказанные льготникам услуги. Минфин в своем Письме от 16.10.2008 № 03-03-06/1/590 разъяснил, в каком порядке следует учитывать такие субсидии в целях исчисления налога на прибыль.
При получении из бюджета денежных средств у организаций часто возникает соблазн учесть такие поступления в качестве целевого финансирования. Ведь в этом случае они на основании п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ не облагаются налогом на прибыль. Однако поступления из бюджета являются целевыми далеко не всегда. Для квалификации денежных поступлений в качестве целевых нужно исходить из сути целевого финансирования.
По мнению Минфина, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Минфин пришел к заключению, что средства, полученные из бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, целевым финансированием не являются. Поэтому они должны учитываться организацией в целях налогообложения прибыли в составе ее внереализационных доходов.
Действительно, отличительной особенностью целевого финансирования является то, что получатель денежных средств не может самостоятельно определять направления расходования этих средств. При целевом финансировании использование полученных денежных средств контролируется непосредственно их источником.
Когда организация оказывает услуги по льготным ценам, она получает из бюджета компенсацию неполученной платы за оказанные льготникам услуги. При этом полученными бюджетными средствами организация может распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому такие средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. При этом тот факт, что эти средства получены из бюджета, сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода или экономической выгоды от реализации услуг.
Аналогичная позиция была высказана Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».