Вступление в силу системы прямого урегулирования убытков и упрощенной процедуры оформления ДТП в системе ОСАГО (намеченное на 01.03.2009) скорее всего снова будет отложено. И регулятор рынка, и участники согласны, что страховой рынок не готов к этой мере.
Финансовый кризис явился еще одним аргументом против введения Европейского протокола: в новых условиях портфели большинства страховых компаний «просядут» и изыскать средства на ожидающиеся дополнительные выплаты будет сложно. Ведь возрастающая убыточность страхования по ОСАГО и без того стала серьезной проблемой страхового рынка. Причин такого роста несколько. Одна из них – повышение цен на запчасти и ремонтные работы со стороны СТОА. Другая, по мнению самих страховщиков, – рост случаев мошенничества (по оценкам Российского союза страхования (РСА), в некоторых регионах страны до 30% выплат по ОСАГО сегодня получают мошенники).
Общие показатели рынка ОСАГО сейчас таковы: на его долю приходится 9% всех собранных премий (считая с ОМС). Действительные члены РСА, осуществляющие ОСАГО, – 172 компании. Еще 25 страховщиков являются членами-наблюдателями и ОСАГО не осуществляют. Количество заключенных договоров и общий объем рынка равномерно рос все последние годы вместе с автопарком страны: 2004 г. – 26,3 млн заключенных договоров, 2005 г. – 28,8 млн, 2006 г. – 31,3 млн, 2007 г. – 34,3 млн.
Соответственно этому росту увеличивалось и количество страховых случаев. Так, в 2004 г. было заявлено 1025 тыс. страховых случаев (урегулирована 891 тыс.), в 2005 г., данные показатели составили 1205 тыс. (1141 тыс.), в 2006 г. – 1483 тыс. (1415 тыс.), а в 2007 г. – 1742 тыс. (1685 тыс.). В I полугодии 2008 г. было заявлено 918 тыс. и урегулировано 880 тыс. случаев. Выплаты росли опережающими темпами: с 18,5 млрд руб. в 2005 г. до 39,3 млрд руб. в 2007 г. В I полугодии 2008 г. они составили 21,3 млрд руб.
ОСАГО выгодно страховщикам только в ряде регионов, в некоторых сводится «в ноль», а в таких регионах, как Мурманская, Архангельская, Челябинская области, и ряде других фактически убыточно и спонсируется за счет выплат из прибыльных регионов (в этих областях выживают только федеральные страховщики). Попытки уменьшить долю выплат предпринимались, но не слишком удачные. Не все в данном вопросе зависит от страховщиков. На рынок ОСАГО оказывают воздействие такие факторы, как национальный менталитет («какой русский не любит быстрой езды»), состояние отечественных дорог, слишком мягкое законодательство по отношению к угонщикам автотранспорта, сложившаяся судебная практика.
Так, ФССН, РСА и судебные органы разошлись в подходе к возмещению утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ФЗ «Об ОСАГО». Участники и регулятор рынка считали, что возмещение УТС поврежденного транспортного средства не предусмотрено, так как не является реальным ущербом, а Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре практики за 2005 г. изложил противоположное мнение: УТС следует относить к реальному ущербу и возмещать наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля. Результат – дополнительные издержки со стороны страховщиков на арбитражные суды и новое поле для мошенничества. Недостаточный контроль над соблюдением ПДД со стороны ГИБДД тоже играет роль. Несмотря на совместную с РСА программу Минтранса по контролю за дорожной обстановкой, количество пострадавших и раненых в ДТП в 2007 г. продолжало увеличиваться.
Пока население требует выплат в основном «по железу», но страховщики ожидают, что скоро произойдет увеличение числа заявленных требований о возмещении ущерба жизни и здоровью. С повышением тарифов тоже неясно: последние события спутали все расчеты и Правительству, и бизнесу, тем более что к марту 2009 г. ожидается пик финансового кризиса. В целом существует слишком много аргументов против вступления в силу Европейского протокола в назначенные сроки.