Сразу 3 федеральных закона, направленных на преодоление последствий экономического кризиса, подписал Президент страны. Они резко увеличивают полномочия Центробанка, однако независимые эксперты призывают сделать его действия максимально прозрачными и ограничить по времени.
Без шума и пыли
Главной целью Закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» является создание эффективной системы санации банков в условиях экономического кризиса, набирающего, по оценке экспертов, обороты и способного создать значительные трудности для многих кредитных учреждений уже в ближайшем будущем.
При наличии признаков неустойчивого финансового положения у какого-либо банка ЦБ совместно с Агентством страхования вкладов (АСВ) теперь вправе осуществлять меры по предупреждению его банкротства, если кредитное учреждение является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц.
По сути, Закон дал возможность Центробанку с помощью Агентства переводить банки, у которых возникли непреодолимые финансовые трудности, под контроль новых инвесторов без отзыва лицензии, то есть остановки текущей работы или, как выразился герой знаменитой комедии, «без шума и пыли».
АСВ может использовать в зависимости от конкретной ситуации несколько вариантов санации проблемного банка.
Оказать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения о работе данного кредитного учреждения.
Предоставить финансовую помощь банкам, покупающим имущество и обязательства кредитного учреждения, оказавшегося на грани банкротства.
Организовать торги по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, нуждающегося в санации.
Наконец, Агентство само может приобрести акции (доли в уставном капитале) проблемного банка в размере, позволяющем определять решения кредитного учреждения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей.
Важной особенностью предлагаемой линейки мер является предоставление финансовой помощи не банкам, оказавшимся на грани банкротства, а инвесторам, которые готовы вкладывать средства в «загоревшееся» кредитное учреждение, приобретая контрольный пакет акций.
Новый Закон, безусловно, снизит риски граждан, вложивших средства в отечественные кредитные учреждения и послужит эффективным инструментом укрепления стабильности банковской системы. В целом банковской системы.
А вот для владельцев отдельных банков возможно увеличение рисков. Закон предоставляет Агентству страхования вкладов полномочия, которые ранее имели только силовые структуры, да и то после санкции прокуратуры.
В целях оценки финансового положения банка Агентство вправе направить туда своих представителей, которые «имеют право доступа во все помещения банка, к любым документам и информационным системам банка, а также имеют право запрашивать и получать у работников банка любую информацию (включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну) и документы».
Конечно, все процедуры АСВ будет согласовывать с Центробанком, но опыт рейдерских захватов последних лет показал, что любые полномочия контрольных органов иногда оборачиваются против законных собственников бизнеса.
Во всяком случае нужно сделать процедуры санации банков, особенно в регионах, максимально прозрачными, по крайней мере для профессионального сообщества. Возможно, будет полезным привлекать для них представителей отраслевых объединений, например Ассоциации российских банков.
ЦБ на открытом ринге
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статью 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» наделяет ЦБ правом продажи-покупки корпоративных ценных бумаг.
Действовавшая ранее редакция Закона предполагала, что Центробанк может проводить операции только с государственными ценными бумагами. Но в условиях экономического кризиса низкая ликвидность рынка государственных обязательств (ОФЗ) и облигаций Банка России приводила к снижению эффективности проведения денежно-кредитной политики.
Ценные же бумаги коммерческих организаций являются потенциально высокоэффективным активом управления ликвидностью банковского сектора. Это подтверждает зарубежный опыт, в частности, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии регулярно используют в своих операциях облигации коммерческого сектора.
Теперь под операциями Банка России на открытом рынке согласно новому Закону понимаются:
- во-первых, купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России;
- во-вторых, купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров ЦБ, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Вместе с тем Закон накладывает на Центробанк определенные ограничения. При осуществлении им операций на открытом рынке допускается купля-продажа акций только при условии совершения позднее обратной сделки, а также их реализация при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке.
Еще одной новацией стало разрешение Банку приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций. Ранее ЦБ участвовал только в капитале Сбербанка.
По мнению неправительственных аналитиков, принятие таких изменений в законодательство обязательно должно носить только временный характер.
Центробанк является регулятором рынка банковских услуг, распоряжается международными (золотовалютными) резервами, владеет контрольным пакетом акций крупнейшего банка стра-ны – Сбербанка. Участие такого игрока в биржевом рынке создает условия для мощного влияния на уровень цен и объем сделок с ценными бумагами определенных эмитентов.
Поэтому после завершения кризисного периода новые полномочия Центрального банка целесообразно прекратить. Кстати, время действия этих полномочий можно было прописать в самом Законе, как это сделано в Законе об укреплении банковской системы.
Деньги во спасение
Парламентарии также утвердили поправки в федеральный бюджет нынешнего года, одной из целей которых стало финансовое обеспечение реализации указанных выше федеральных законов.
Изменения в бюджет предусматривают увеличение финансирования по различным направлениям в размере 172,3 млрд руб. Как источники для дополнительных расходов были определены неизрасходованные средства Инвестиционного фонда в объеме 114 млрд руб., экономия бюджетных средств в размере 41,9 млрд и перераспределение бюджетных ассигнований между 2008 и 2009 гг. в сумме 16,1 млрд руб.
Не меняя основные макроэкономические параметры бюджета на 2008 г., Закон предусматривает увеличение ассигнований на дополнительные меры по поддержке финансовой системы. Из них 75 млрд руб. идет на увеличение имущественного взноса Российской Федерации в уставный капитал Государственной корпорации «Внешэкономбанк», и в рамках поддержки рынка ипотеки планируется увеличение взноса в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на 60 млрд руб.
Законодатели также предоставили Правительству РФ право осуществить в нынешнем году имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию АСВ в размере до 200 млрд руб.
В целом руководство страны старается оперативно реагировать на надвигающуюся угрозу экономического кризиса, что значительно отличает действия сегодняшних властей от беспомощности российского Правительства 1998 г.
Вместе с тем органы исполнительной власти получают все больше полномочий, которые дают им возможность в вихре кризиса почти бесконтрольно использовать огромные суммы. Поэтому все чаще звучат призывы независимых экспертов сделать расходование этих денег максимально прозрачным, ограничив время действия чрезвычайных мер.