Одним из последствий экономического кризиса может стать значительное сокращение размеров рынка труда в российских регионах. Причем наибольшие риски возникают как в субъектах Федерации, традиционно отличающихся высокими социально-экономическими показателями, так и в регионах-аутсайдерах.
Для оценки состояния рынка труда в различных субъектах Федерации обычно используется ряд качественных показателей, принятых в статистике. Уровень экономической активности населения представляет собой отношение численности экономически активного населения к общему количеству граждан в регионе, уровень занятости – отношение численности занятого населения к общему числу проживающих в субъекте Федерации, уровень безработицы – отношение численности безработных к количеству экономически активного населения.
Если использовать для консолидированной оценки состояния рынка труда в регионах указанные показатели, а также добавить средний возраст и долю образованных людей в численности занятых, то в лидеры рейтинга выходят сразу 2 субъекта – Москва и Санкт-Петербург (см. табл.).
Однако злую шутку могут сыграть особенности их экономики, которые в условиях стабильного развития были безусловным преимуществом.
С одной стороны, в них сконцентрирована огромная часть денежных ресурсов страны, и поэтому отлично развит финансовый сектор экономики. С другой – в последние годы процветал строительный бизнес, бурное развитие которого связано с высокими ценами на жилье. Но именно эти 2 отрасли оказались под ударом в условиях финансового кризиса.
Служба исследований группы компаний HeadHunter провела анализ рынка труда Москвы и Санкт-Петербурга в сентябре нынешнего года с использованием информации от 2,2 млн участников рынка.
В первом месяце осени количество вакансий в столице сократилось по сравнению с августом на 1,5%, а в Северной Пальмире – на 1,92%. Невелики, конечно, цифры, но одновременно на 25,5% увеличилось число резюме в Москве и на 20,4% – в Санкт-Петербурге.
В отраслевом же разрезе снижение спроса на специалистов выглядит гораздо более острым: в финансовой сфере запросы работодателей уменьшились на 42,9%, в строительном бизнесе – на 39,3%.
Среди работников финансовой сферы больше всего сократился спрос на сотрудников без опыта работы (37,6%) и специалистов, занимающихся расчетом себестоимости (24,2%).
Серьезное падение спроса на сотрудников также наблюдалось в категориях «Администрирование» (37,1%) и «Информационные технологии» (30,6%).
Вместе с тем в сентябре увеличилось число специалистов финансового сектора, ищущих работу, на 37,7%. В строительстве этот показатель вырос на 33,5%.
Это свидетельствует о том, что рынок труда уже начал постепенную коррекцию вниз.
И если сокращение численности сотрудников банков или инвестиционных компаний вряд ли вызовет большую социальную напряженность, то сжатие размеров рынка труда в строительстве может привести к острому социальному резонансу. В отрасли сейчас трудятся многочисленные выходцы из стран ближнего зарубежья, которым будет очень сложно найти себе новую работу.
Местным органам власти стоит задуматься о трудоустройстве мигрантов, многих из которых, кстати, они сами же пригласили на работу.
Еще одна группа риска находится в кавказских регионах, которые традиционно отличаются высоким уровнем рождаемости и скромными показателями развития экономики.
Например, в Чеченской Республике до сих пор сказываются последствия военных действий. Тут самый высокий в России уровень безработицы и наиболее низкая доля образованных граждан в общей численности занятых.
В экономике Ингушетии занято чуть более четверти населения данного субъекта (27,4%), причем совсем невелика доля граждан, которые заняты трудом в домашнем хозяйстве.
В Кабардино-Балкарии уровень занятости последние 7 лет снижался, в то время как в других субъектах Федерации этот показатель стабильно рос. Можно себе представить, что будет здесь происходить в период экономического кризиса.
На этом фоне довольно странно выглядят некоторые положения Концепции действий на рынке труда на 2008–2010 гг., которая была принята Правительством совсем недавно. В ней, в частности, отмечается, что в ближайшие 3 года макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.
В разделе же «Развитие региональных рынков труда» речь идет об «осуществлении дополнительных мероприятий по содействию занятости населения в республиках Северного Кавказа».
Вряд ли можно говорить о «дополнительных мерах» применительно к рынку труда в Ингушетии, где почти 3/4 населения не заняты в экономике. Для кавказских регионов нужен другой формат социально-экономической политики, который предполагает увеличение инвестиций в развитие отраслей, дающих возможность повысить уровень занятости населения, а не бюджетные ассигнования на увеличение рождаемости.
К 15 ноября текущего года Минздравсоцразвития должно представить в Правительство план конкретных мероприятий по реализации Концепции. И хочется надеяться, что в этом плане будут учтены изменения, которые начали уже происходить на рынке труда в некоторых российских регионах. Но по большому счету нужно внести коррективы в текст самой Концепции и учесть в ней возможные последствия экономического кризиса.