За годы невнимания к самому народному и жизненно необходимому продукту питания – хлебу – проблем назрело столько, что они приобрели острый социальный характер.
Сегодня хлебопекарная отрасль страны представлена 15 тыс. предприятиями, из которых 14 тыс. – пекарни малой мощности. Из них около 25% арендуют нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Большинство, конечно, заинтересовано в их приватизации, поскольку это позволяет снизить производственные издержки.
Однако преимущественное право выкупа указанных площадей в собственность на открытых конкурсах ограничено положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Суть его в том, что у арендаторов отняли все имевшиеся у них ранее льготы, в результате чего органы местного самоуправления, то есть сами владельцы, не вправе им помочь. Если хлебопеки не получат законодательной поддержки, то в регионах произойдет сокращение предприятий, что, в свою очередь, приведет к росту социальной напряженности.
О чем просили
Российская гильдия пекарей и кондитеров обратилась в Госдуму, в правительство с просьбами:
- Рассмотреть и принять проект Федерального закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного ими государственного или муниципального имущества» для создания благоприятных условий развития малого предпринимательства, в том числе субъектов хлебопечения, увеличения числа рабочих мест, снижения социальной напряженности.
- Обеспечить контроль реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части выработки системы мер, направленных на устойчивое взаимодействие малого и среднего отраслевого бизнеса с властями муниципалитетов.
- Принять поправки к ст. 2 Федерального закона от 05.12.98 № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки в части исключения хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий из понятия «продукты переработки зерна», так как хлеб – социально значимый продукт. А то чиновники в зависимости от ситуации порой приравнивают хлебопекарную отрасль к игорному бизнесу – о программе ее поддержки ничего не хотят слышать. Получается, что хлеб для чиновников – рыночный продукт, а для населения – продукт первой необходимости, на который повышать цены не гуманно.
- Включить все виды хлеба и хлебобулочных изделий в перечень продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%.
Что услышали власти
Госдума, в свою очередь, предлагает передать функции упраздненной Хлебной инспекции уполномоченным федеральным органам. В первом чтении уже рассмотрен законопроект, уточняющий наименование госорганов, осуществляющих надзор за качеством зерна и продуктами его переработки. Соответствующее изменение вносится в главу VI Федерального закона от 14.05.93 № 4973-1 ФЗ «О зерне».
Регионы-хамелеоны
На региональном уровне хлебопеки выступили с предложением принять закон субъектов РФ «О хлебопечении», который определит права и обязанности хлебного бизнеса.
Сегодня хлебопекам выгоднее отказаться от льгот на местном уровне, которые оборачиваются огромными штрафами и судебными разбирательствами.
Так, вопиющая ситуация в Республике Коми. В связи с региональной предвыборной кампанией весной 2005 года в республике ввели льготную тарификацию на электроэнергию для хлебопекарен. Эта мера была призвана не дать ценам на хлеб возрасти вслед за повышением цен на муку. Таким образом, власти сохранили социальную стабильность в обществе. А в сентябре хлебопекарни получили письмо о том, что по договоренности с региональным правительством ОАО «АЭК «Комиэнерго» отменяет свое решение и возвращает прежние тарифы. Таким образом, хлебопеки получили задолженность за полгода.
Из всех регионов положительный опыт имеет только Республика Калмыкия. Там местные власти возместили хлебопекарным предприятиям 50% затрат на оплату коммунальных услуг и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ процентов по полученным кредитам.
И наконец, основная проблема состоит в том, что возраст сотрудников пекарен пенсионный и предпенсионный, молодежь не идет работать в отрасль, где рентабельность в лучшем случае 4%. Зато постоянно наблюдается настойчивое вмешательство государства в ведение бизнеса.
Татьяна Куделина, президент Коми республиканской гильдии пекарей:
– У наших хлебопеков нет средств, чтобы модернизировать производство, взять кредит в банке. Случай с тарифами на электроэнергию показателен для всех регионов. Без ведома предприятий с их счетов снимали деньги в безакцептном порядке, а они копили деньги на покупку нового оборудования.
Владислав Корочкин, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА»:
– Сегодня наблюдается бесчинство монополистов, и происходит это от создания жестко аффилированных с властью структур, которые закрывают доступ на рынок и тем самым нарушают условия конкуренции и ценовые пропорции, а также возможность развития отрасли как таковой.
Новая концепция административной реформы на 2006С2008 гг. направлена на защиту бизнеса. Но бороться с административными барьерами можно и нужно сейчас, поскольку на ближайшее три года запланировано принятие стандартов по государственным услугам и регламентам. «ОПОРА» готова поддержать отрасль.
Ирина Рукина, председатель Московского регионального отделения Российской Партии Жизни:
– Пока не появится Федеральный закон «О хлебопечении», решать проблемы отрасли нужно на местном уровне. Для этого необходимо создать единую базу данных недвижимого имущества муниципального образования. Сейчас много говорится о передаче ряда функций на местный уровень. А хлебопечение как раз местный уровень. Поэтому нужно, чтобы налоги с «малышей» собирала местная власть, тогда она будет их опекать.
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», который обеспечивает всем равный доступ на рынки регионов, негативно скажется на хлебопеках, так как они не выдержат конкуренции. А с другой стороны, государство предоставляет отрасли поддержку – 15% от государственного заказа. Регионы должны настаивать на этой «льготе». Если преференций отрасли не дать, то бесполезно вообще говорить о развитии малого бизнеса.