Россия пока только мечтает вступить в ОЭСР. Потому в очередном ежегодном статистическом докладе этого элитного «клуба» о госдоходах и уровне налоговой нагрузки 30 своих членов нас нет. Ничего, все равно интересно посмотреть, «как люди живут». Кстати, никто не запрещает сравнить наше налоговое бремя с их. Тем более наши финансовые власти уверяют, что по налоговой части и в России все как у людей.
Собственно, в представленных табличках все сказано. Как видим, уровень налоговой нагрузки определяется отношением суммарных налоговых поступлений государств к их ВВП. В многолетних лидерах по-прежнему Дания (48,9%) и Швеция (48,2%).
Заметим, однако, что в последние годы этот показатель у них снижается, чего не скажешь в среднем по ОЭСР: здесь пика налоговая нагрузка достигла в 2000 г., после чего пошла на снижение, но с 2004-го снова начала расти, почти подобравшись к уровню 8-летней давности.
Продолжится ли эта тенденция в нынешнем году, авторы исследования пока ничего определенного сказать не могут: что там у кого будет с ВВП и налоговыми поступлениями – поди угадай. Кризис!
Нетрудно также заметить, что самая тяжелая налоговая ноша лежит на странах с высоким уровнем жизни. Ярко подтверждает это средний показатель по старожилам Евросоюза (15 государств), у которых он наибольший среди территориальных зон ОЭСР (39,8%). Наоборот, «чемпионы» по минимальной нагрузке – Мексика (20,5%) и Турция (23,7%).
Как водится, и не без исключений: среди стран с уровнем налогового давления менее 30% несколько неожиданно видеть США (28,3%) и Швейцарию (29,7%). Хотя, учитывая масштаб экономики Штатов и всемирное кредитование их долгов, можно не сильно давить налогами свой бизнес и народ. Швейцария же – одна из мировых банковских столиц, с небольшой территорией и населением...
Еще одна давняя тенденция – рост относительно ВВП налоговой нагрузки на доходы корпораций. Немало стран, где этот показатель за последние десятилетия увеличился в разы. Особенно отличилась Норвегия: с 1975 г. пресс на корпоративные доходы у нее подскочил с 1,1 до 12,9% в 2006-м. В среднем же по ОЭСР за этот период увеличение произошло с 2,2 до 3,9%. И в структуре налогов доля этого расширилась с 8 до 11%. Опять же на 1 процентный пункт больше стала доля работодателей в сборах на социальное обеспечение (15%). Короче, все больше притесняют тамошний бизнес.
Оно так. Только это никак не рушит западную налоговую конструкцию. Да, доля налога на доходы граждан в ОЭСР за последние три десятка лет похудела с 30 до 25%. Так ведь и вклад налога на потребление вырос с 15 до 19%, социальные сборы с работников тоже подросли с 7 до 9%. Короче, главным объектом налогового приложения у них по-прежнему остается человек. Правда, он там имеет и соответствующие доходы.
Что у нас. Помнится, недавно в разгар полемики вокруг НДС замминистра финансов Сергей Шаталов сказал, что в России налоговая нагрузка составляет 35% ВВП – одна из самых низких в Европе. Не обманул. Но наш бизнес все равно ропщет. Понять его тоже можно. Дело же не только в размере налоговой ноши, но и в том, кто ее в основном тянет. Граждане у нас пока явно не коренная налоговая лошадка. Это в датском королевстве хорошо...