Большая часть населения, занятого в малом и среднем бизнесе, не является членами каких-либо партий. Но в их руках как раз и сосредоточены значительные ресурсы развития муниципалитетов: деньги, недвижимость, производственные мощности, знания, опыт. Люди реально могут самостоятельно и под свою ответственность решать проблемы жизнеобеспечения территорий. А предлагаемые новшества в избирательную систему лишают их возможности осознанно и эффективно участвовать в делах местного сообщества.
Идея списочного голосования – и не только по партийным реестрам! – выдвигалась с начала 90-х гг. Вот только нынешнее ее воплощение серьезно искажает суть конституционного положения, что единственным источником власти в стране является народ.
Политики в голос ратуют за учет муниципальных особенностей при любой системе голосования, а приоритет все равно отдают общероссийским политическим организациям, напрочь забывая, что не может быть ограниченной демократии, как не бывает осетрины второй свежести.
Экспертное и муниципальное сообщества давно предлагают дать право составления избирательных списков и участия в выборах всем саморегулируемым организациям бизнеса, объединениям некоммерческих организаций, культурно-просветительским обществам, клубам избирателей и иным формам общественной самоорганизации населения.
Наше законодательство предусматривает такую возможность. Для этого в уставах муниципальных образований нужно закрепить положение о том, что «любое общественное объединение, ассоциация некоммерческих организаций, саморегулируемая организация бизнеса, иное формирование (например, ассоциация комитетов территориального общественного самоуправления) должно:
- быть официально зарегистрированным на данной территории (например, депутатской комиссией);
- действовать на ней не менее 5 лет;
- иметь определенное количество постоянных членов (скажем, не менее 20 человек)».
Выскажу несколько дополнительных аргументов.
Первый. В соответствии с постановлениями Конституционного Суда РФ (от 15.01.98№ 3-п, от 02.04.2002 № 7-п, от 11.11.2003 № 16-п) субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти (непосредственно и через органы самоуправления) выступает население муниципального образования в форме местного сообщества. А местное сообщество организуется не только по партийному принципу. Например, существуют органы территориального общественного самоуправления, национально-культурные автономии, профессиональные объединения и т.д. И каждое имеет не меньшее, чем партия, право претендовать на место в представительном органе муниципалитета.
Второй. Партийному механизму представительства интересов присущи существенные ограничения. Он эффективен на общенациональном уровне, где требуется решать общегосударственные проблемы. А на уровне муниципальных образований значение имеют конкретные детали, местные особенности, представленные интересами небольших групп населения. Представительство в муниципальном собрании (Думе) этих интересов реализует главное предназначение местного самоуправления – решение вопросов жизнеобеспечения конкретной территории.
В стране сейчас более 24 тыс. муниципалитетов, уровень экономического развития которых различается в десятки, а то и сотни раз. И просто невозможно представить, чтобы общероссийская партия даже через свои региональные отделения смогла бы учесть нюансы меняющихся ежедневно более чем 24 тыс. ситуаций.
Третий. Сегодня активно используется тезис о многополярности мира и невозможности обеспечить устойчивое развитие из одного центра. Но ведь то же самое можно сказать и в отношении местного самоуправления. На местах партия имеет гораздо меньше прав претендовать на роль выразителя всех интересов. Более того, случай с монетизацией льгот показал, что интересы партии и интересы населения конкретной территории вообще могут не совпасть.
Четвертый. Обеспечивается прямое участие всех заинтересованных групп населения в реальных делах по жизнеобеспечению территории проживания. Такое участие людей в решении местных задач предполагает по Закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) не только партийную форму, но и иные формы участия населения, описанные в Уставе муниципального образования.
Наконец пятый. Если мы действительно хотим развития гражданского общества, то нет лучшего способа его формирования, чем участие людей в конкретном живом деле местного сообщества.