В последнее воскресенье октября миллионы россиян переводят стрелки часов в связи с прекращением действия так называемого летнего времени. Целесообразность этих действий и в России, и в мире до сих пор вызывает споры. И я в этих спорах на стороне тех, кто считает, что от летнего и зимнего времени пора отказаться.
В мае этого года мною внесен на рассмотрение Государственной Думы проект закона «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации», который предлагает ввести на весь календарный год стабильный счет времени: поясное время плюс 1 час. Это так называемое декретное время, которое используется в России с 1930 г.
В мире более 130 стран манипуляциями с часовыми стрелками не занимаются. А мы же летом отрываемся от естественных жизненных ритмов на целых 2 часа. Во многих странах даже по поводу целесообразности одночасовых смещений времени идут бурные дискуссии. В Канаде жители провинции Онтарио категорически отказываются дважды в год менять режимы исчисления времени. Есть такие «бунтари» и в США. В Японии вообще никаких переносов времени не допускают, предпочитая жить в традиционных природных ритмах. Большинство республик бывшего СССР, став независимыми государствами, тоже отказались устраивать себе сезонные стрессы с переносами времени.
Переходы на летнее время были затеяны у нас в 1981 г. – в самые глухие годы застоя. Тогдашние партократы, видимо, таким образом давали обществу иллюзию прогрессивности: у нас не хуже, чем на Западе. В тоталитарном государстве было в порядке вещей призывать людей жертвовать личными удобствами во имя «высших интересов». Но чего ради при рыночной системе миллионы граждан России должны терпеть неудобства? Чтобы какие-то компании получили выигрыш от экономии электроэнергии? Тем более что существование этой экономии отнюдь не бесспорный факт. Если что-то и удается сэкономить летом, то зимой вся экономия быстро улетучивается.
Когда-то специалисты Центрального диспетчерского управления ЕЭС насчитали 2 млрд кВт.ч экономии от перехода на летнее время. В ряде источников говорится о 3,5–4,5 млрд кВт.ч. Никто, правда, не знает, на что потом идут эти якобы сэкономленные ресурсы и средства. Но, если взять весь объем потребляемой в России электроэнергии, легко подсчитать, что экономия от корректировок времени в лучшем случае составляет 0,44%. С внедрением по-настоящему эффективных энергосберегающих технологий мы могли бы получить экономию энергоресурсов 40–45%. Иногда я думаю, что некоторые чиновники так упорно держатся за бюрократический миф о полезности переводов часовых стрелок именно потому, что неспособны заниматься энергосбережением на более серьезном уровне. Когда бюрократическая машина многие десятилетия крутится в определенном режиме, менять что-то непросто. Менять – значит брать ответственность, признавать ошибки, давать объяснения, почему это не сделано раньше и т.д.
Сторонники переносов времени уверяют, что они абсолютно безвредны. Наверное, физически крепкому, здоровому человеку пережить сдвиг времени на час несложно. Но надо считаться с тем, что есть немало людей, чувствительных к малейшим колебаниям биологических ритмов, у которых жизненно важные системы организма легко подвергаются разбалансировкам, что в итоге приводит к тяжелым хроническим заболеваниям. В Казахстане перед принятием решения об отмене летнего времени был проведен масштабный соцопрос, который показал, что у 51,6% граждан из-за переносов времени ухудшалось самочувствие, люди чаще страдали сонливостью, депрессиями и т.д. Те отдельные исследования, которые проведены в ряде российских регионов, показывают, что в течение первых 2 недель после перевода стрелок на час вперед число вызовов «Скорой помощи» возрастало на 12%, число несчастных случаев – на 29, смертность от инфаркта миокарда на 75% и т.д.
Если мы стремимся сделать из России страну, в которой было бы комфортно жить каждому россиянину, то все, что создает дискомфорт для граждан, должно решительно выметаться. Никто не имеет права класть на одну чашу весов некую экономическую выгоду, а на другую – здоровье нации или пусть даже отдельных конкретных людей.