Предприятиям машиностроительной отрасли сегодня необходимы программно-методические комплексы с хорошей масштабируемостью и развитыми функциональными возможностями класса ERP (ERP II). Предпочтение отдается продуктам, обеспечивающим оптимальноеb соотношение затрат и получаемых выгод, а также имеющим минимальные сроки внедрения. Об опыте проведения ИТ-проектов в отрасли шла речь на практическом форуме «1С: Машиностроение», организованном ВЦ «Раздолье».
По данным аналитиков, в российском машиностроении за последние 5 лет реализовано 387 ERP-проектов на базе продуктов 14 вендоров. При этом отмечается, что отечественные решения выросли функционально, а на ниве внедрения ERP в отрасли лидируют локальные игроки с наработанной экспертизой. Почти 40% рынка в штучном выражении заняла компания «1С». В значительной степени такой успех обеспечили ее партнеры, готовые качественно внедрить продукт.
По мнению Ирины Ивановой, заместителя директора по экономике и финансам МОЗ ВНИИМЕТМАШ, машиностроителям России нужно активнее использовать отечественные продукты. За последнее время российские программы и ИТ-интеграторы сильно прибавили в качестве продуктов и услуг, реализуют в них все необходимые запросы отрасли.
Подтверждением этого служит успешное завершение проекта автоматизации управления флагмана отечественной тяжелой индустрии на базе «1С: Управление производственным предприятием 8».
Более того, уникальный опыт этого проекта и многие организационные и технические наработки были включены в состав нового программно-методического комплекса «1С: Машиностроение 8».
На форуме было отмечено, что ряд машиностроительных предприятий реализовал комплексный проект автоматизации при активном участии своих ИТ-служб. Совместной командой было проведено обследование и моделирование учетных и управленческих процессов. Информационная система объединила подсистемы регламентированного учета, расчета заработной платы и кадрового учета, закупок и продаж, управления производством (расчет себестоимости, планирование производства) и т.д.
Совместными усилиями разрабатывались некоторые методики сложного учета или взаимодействия с конструкторскими и технологическими системами в соответствии со спецификой деятельности предприятий, что сразу же находило отражение в программно-методическом комплексе.
Некоторые предприятия внедряли ИС самостоятельно, воспользовавшись консалтинговыми услугами только по обучению своего ИТ-персонала и будущих пользователей системы и по разработке концепции отражения в ней плановых и фактических данных. Кому-то потребовалась помощь внешних консультантов только для проведения обследования и моделирования учетных и управленческих процессов. Основная же работа по проекту легла на плечи ИТ-подразделений самих предприятий.
Однако самостоятельное внедрение информационной системы чревато негативными последствиями. Так, на одном из машиностроительных заводов ИТ-служба сначала ввела в эксплуатацию типовую конфигурацию информационной системы. Потом ее «доработала» без учета заложенной в ней логики. В результате недостоверные данные, сложности с обновлением и критичная зависимость от ИТ-службы. Без участия ее специалистов невозможно получить ни единого отчета или справки.
В таких случаях выходом из сложившейся ситуации может быть, по сути, новый проект: перевод системы в штатный режим работы. Для этого необходимо обследование и моделирование схем учета в типовой конфигурации, и только после этого перенос данных и ввод в эксплуатацию.
Алексей Лемжин, руководитель ИТ-отдела ООО «Фильтрационные системы» отметил, что для холдинга, имеющего территориально распределенные структуры, были необходимы консолидация данных для управления и организация системы заказов с возможностью размещать их в автоматическом режиме на производстве. Однако предприятие столкнулось с рядом проблем. Основной из них была «неповоротливость» ответственных за тот или иной участок автоматизации. В результате идеологом автоматизации и информационной системы стал специалист в области ИТ, которому пришлось разобраться во многих вопросах, в частности управлении финансами.
К тому же по ряду обстоятельств прекратили отношении с внедренческой компанией, ринулись в бой раньше, чем хотели, что привело к новым проблемам. Внедрение шло параллельно с обучением. Людям надо было все объяснять и показывать в процессе их основной работы. Тем не менее сегодня в системе уже используются управление закупками, продажами, взаимоотношениями с клиентами, планирование денежных средств, управление персоналом и производством, но не в полном объеме: себестоимость считается, затраты разделены, центры их возникновения определены.
По словам Евгения Грибкова, руководителя ВЦ «Раздолье», внутренние проекты редко удается организовать именно как проекты. Основной их минус – протяженность во времени. При этом руководство предприятий часто считает, что внедрять информационную систему своими силами дешевле, поэтому выделяет на эти цели недостаточный бюджет. Да и отношения внутри предприятия между подразделениями и ИТ-службой не формализованы, как это делается на основе договора с внешней компанией. Отсюда длительные сроки внедрения и повышенные риски неудач.
Как отметили участники форума, сейчас еще многим трудно оценить финансовый эффект от внедрения информационной системы в полной мере, но возросшая уверенность в обоснованности принимаемых управленческих решений можно считать не менее важным результатом автоматизации.