При изъятии здания для государственных нужд организации выплачивается компенсация за изымаемое имущество, а также компенсация упущенной выгоды и прочих убытков, связанных с изъятием здания. О том, как учитываются указанные поступления в целях исчисления прибыли, Минфин рассказал в Письме от 01.10.2008 № 03-03-06/1/555.
В документе указано, что для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав.
При этом реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (работы, услуги), в том числе на безвозмездной основе.
На основании вышеизложенного Минфин пришел к выводу, что изъятие здания на основании решения органа власти субъекта РФ с уплатой компенсации за изымаемое имущество признается для целей налогообложения прибыли реализацией имущества, а сумма компенсации – доходом от реализации.
Таким образом, по мнению Минфина, налогообложение операции по передаче здания, которое изымается для госнужд, осуществляется в таком же порядке, как и обычная продажа недвижимости.
Так, в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик может уменьшить доход от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Поэтому при изъятии здания для государственных нужд налогоплательщик вправе уменьшить сумму компенсации за изымаемое имущество на остаточную стоимость здания, определенную на основании данных налогового учета.
Если за счет полученной компенсации налогоплательщик приобрел другое здание, он вправе относить на расходы суммы амортизации, начисленной по такому зданию в порядке, предусмотренном ст. 256–259 НК РФ.
Суммы, полученные организацией в качестве компенсации упущенной выгоды и прочих убытков, включаются налогоплательщиком в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.