– По поводу присоединения России к ВТО, стоящей по значимости в одном ряду с такими организациями, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, часто звучат полярные точки зрения, и я полагаю, что сейчас не все в нашем обществе готовы к обсуждению данного вопроса. Воспользовавшись ситуацией, мы пытаемся припомнить все имеющиеся в экономике проблемы и «пристегнуть» их к будущему членству в мировом торговом клубе. То есть дебаты идут иной раз по такой схеме: «У нас крыша течет, зарплату не платят, значит, нам нельзя туда».
Вместе с тем никто не берет в расчет то, что на следующий день после присоединения к ВТО вообще ничего не произойдет – ставка таможенного тарифа в течение года не опустится ниже ныне действующей. Более того, предусмотрен переходный период от 2 до 7 лет для различных товарных групп, во время которого импортный таможенный тариф снизится в среднем на 25%.
Вспомним в этой связи, что за прошедшие 7 лет в России импортный тариф снизился в среднем на 40%, однако вряд ли это кто-то ощутил. Почему же отдельные эксперты полагают, что, если сейчас у нас на промышленную продукцию импортный тариф в среднем чуть больше 10%, а после переходного периода опустится примерно до 7,6%, то сразу же появятся миллионы безработных?
Далее. Оппоненты призывают не делать уступок на переговорах в вопросе уравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители. Но мы их и не делаем. Это было продемонстрировано уже в момент окончания двусторонних переговоров по присоединению РФ к ВТО с Евросоюзом в мае 2004 г. В соответствующем протоколе отсутствовали какие-либо российские обязательства по энерготарифам. Россия в этом вопросе руководствуется собственной энергетической стратегией до 2020 года.
Дискуссии по ВТО часто переходят в плоскость обсуждения – это добро или зло? На самом деле – ни то и ни другое. Это всего лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться.
В последние годы и десятилетия самыми дискриминируемыми в мировой торговле странами оставались Китай и Россия. Китай стал в 2001 г. членом ВТО, однако присоединился к этой организации, как полагают многие эксперты, не на самых выгодных условиях (без статуса страны с рыночной экономикой и подписав еще 15 дополнительных соглашений).
Мы полагаем, что условия членства России в ВТО будут максимально способствовать развитию национального бизнеса и не допускать его дискриминации на мировых рынках.
Россия воспользовалась недавно прошедшим форумом ВТО в Гонконге для завершения двусторонних переговоров с рядом стран в рамках процесса присоединения к ВТО. Теперь остается договориться всего с четырьмя – США, Швейцарией, Австралией и Колумбией. Из нерешенных вопросов самый тяжелый связан с требованием США допустить филиалы иностранных банков на территорию РФ. Наша позиция по-прежнему отрицательная, о чем счел уместным напомнить иностранным партнерам даже российский Президент.
Несмотря на трудности, процесс движется к завершению, которое должно состояться если не в 2006-м, то в 2007 году. Какие в этой связи открываются новые горизонты?
Это покажется неожиданным и, наверное, чересчур смелым, но не исключено, что Россия сможет стать серьезным поставщиком сельхозпродукции в Евросоюз. Да, именно такое может произойти в результате отмены экспортных субсидий европейским фермерам. Без дотаций значительная часть их продовольствия рискует оказаться неконкурентоспособной. И тогда не избалованный поддержкой государства российский крестьянин сможет продавать свой хлеб Европе. Именно такое случилось в начале прошлого века и воспринималось всеми как вполне естественное явление.
Если вернуться к Гонконгу, то главная победа состоявшейся там конференции (были предположения, что она может завершиться, как и предыдущая в Канкуне в 2003-м, провалом) состоит в принятом решении об отмене к 2013 году всех экспортных субсидий в сельском хозяйстве. Именно фермерские субсидии в богатых странах, и прежде всего в Европе, оставались камнем преткновения в продвижении нынешнего раунда переговоров.
Большинство развивающихся стран решительно не желали обсуждать с США, Евросоюзом и Японией другие пункты повестки дня (промышленные тарифы, услуги и др.), пока те не согласятся на кардинальное снижение поддержки агросектора у себя дома и ликвидацию экспортных субсидий. Ведь все это практически блокирует экспорт развивающихся стран, зачастую всецело состоящий из аграрной продукции.
Сложнее всего было получить согласие ЕС в необходимости окончательной отмены субсидий аграриям. Брюссель, в свою очередь, требует от Вашингтона в качестве компенсации также сократить разные виды поддержки своих фермеров. Короче говоря, результатами конференции в Гонконге в полной мере не был удовлетворен почти никто.