В конце года обычно подводят итоги и ставят новые задачи. Не отступил от этого правила и глава Минэкономразвития Герман Греф. Выступая в конце декабря в Высшей школе экономики, он дал свою оценку состояния дел в экономике страны. Деньги от экспорта нефти исправно поступают в бюджет, и это позволяет решать приоритетную задачу – проведение институциональных реформ.
По итогам года ожидается 6,4% экономического роста. При структуре российской экономики это очень неплохо, считает глава МЭРТ. Особенно с учетом того, что у нас действует достаточно жесткое налоговое законодательство, и большая часть доходов нефтяных компаний фактически изымается, что повлекло за собой в том числе не столь жесткую корреляцию между темпами роста экономики и темпами роста цен на нефть.
До введения механизма Стабфонда эта корреляция была абсолютной, а сейчас, по оценкам МЭРТ, изменение мировой цены на нефть на 5 долл. дает изменение темпов роста ВВП лишь на десятые доли процента. Это неплохо, но нужно понимать, что добывающие компании не в полной мере используют благоприятную внешнюю конъюнктуру и не смогут увеличить свою инвестиционную активность.
Сектор нефте- и газодобычи требует колоссальных изменений и инвестиций. В этой связи Минэкономразвития разработало ряд мер, которые должны стимулировать инвестиции в геологоразведку, в нефтедобычу и т.д. Здесь и изменение шкалы НДПИ, и налоговые каникулы для при разработке новых месторождений, и дифференциация акцизов – уже в начале 2006 года о них можно будет говорить более предметно.
Однако постепенно из двигателя нашей экономики нефте- и газодобыча превращается в некий стабилизатор. Тем не менее этот сектор дает России немало доходов, а значит, весьма важен вопрос о том, какими будут цены на нефть и газ в последующие годы. В этой связи нельзя не отметить качественные изменения ситуации на мировых рынках энергетических ресурсов, произошедшие в последнее время.
Начиная где-то с семидесятых годов прошлого века, наблюдается сокращение потребления нефтепродуктов развитыми странами. Если в 1979 году этот сектор потреблял порядка 53 млн. баррелей нефтепродуктов в сутки, то сейчас – на 5 млн. баррелей меньше. В то же время такие страны как Китай, Индия, стали потреблять в сутки на 30 млн. баррелей больше. Эта тенденция сохранится и в 2006 году: прогнозируется, что еще на 2 млн. баррелей в сутки снизится объем потребления нефтепродуктов развитыми странами и на 5-6% в год повысится их потребление развивающимися. Это и будет определять динамику мировых цен на энергоресурсы.
Для Росси это означает относительное благополучие. Страна, по мнению главы Минэкономразвития, получит серьезную передышку для того, чтобы попытаться реструктуризировать промышленность, сферу услуг, социальную сферу, сделать ее более конкурентоспособной.
К СВЕДЕНИЮ
11–11,2% – такой будет инфляция в 2005 г. В 2004 г. этот показатель зафиксирован на уровне 11,7%.
10,3% составит рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. Для сравнения: по итогам 2004 г. инвестиции выросли на 10,9%.
111–111,5 – таким, по оценкам МЭРТ, будет индекс реального эффективного обменного курса рубля, тогда как в 2004 г. этот показатель зафиксирован на уровне 104,7.
6,4% - настолько может вырасти ВВП России в 2005 г. по сравнению с уровнем 2004 г. (7,2%). Ранее на 2005 г. прогнозировалось 5,9% экономического роста.
Именно конкурентоспособность страны Герман Греф называет национальной идеей. Конкурентоспособности на сегодняшний день не хватает не только корпорациям, но и чиновникам. Между тем при развитом конкурентном рынке даже дополнительная эмиссия поглощается экономикой: начинают производиться новые товары и услуги.
Поэтому на создание максимально конкурентной площадки направлены все проводимые в стране реформы, в том числе административная. Причем нужно учитывать, что административная реформа – это процесс, который многие страны проходили десятилетиями. В России же он только начался, но идет в абсолютно верном направлении: ликвидация избыточных функций государства, а также уменьшение его присутствия в экономике. Без конкуренции в секции госуслуг (хотя он априори и является монопольным), в социальной сфере население не сможет получать качественные услуги.
Причем без изменения институциональной среды, по мнению министра, бессмысленно серьезно увеличивать финансовые потоки, поскольку это будет лишь «продуцировать тотальную неэффективность».