Компания «Татнефть» – одна из крупнейших в нефтегазовом комплексе России – является холдинговой структурой, в состав которой входят более 200 предприятий на территории Российской Федерации и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Для формирования целостного представления о состоянии бизнеса необходимо формировать сводную финансовую отчетность по международным стандартам.
Это задача нашего отдела, в котором 25 человек собирают и проверяют данные от предприятий, 4 человека в московском офисе занимаются подготовкой отчетности по стандартам US GAAP (ОПБУ США).
Раньше подготовка отчетности осуществлялась в электронных таблицах. Объем информации очень большой, и на подготовку отчета за один отчетный период уходило до 10 месяцев.
Каждая из 200 компаний получала по 14 файлов, в которых было приблизительно по 12–13 листов. То есть нужно было заполнить 156 форм и провести консолидацию. Выполнить такой объем работы в таблицах довольно сложно. Это сопровождается огромными временными затратами в связи со сложностью проверки на наличие ошибок.
К тому же в таблицах невозможно хранить истории изменений. В течение года меняется состав предприятий, какието предприятия покупаются, какие-то продаются. Кроме этого, меняется сама бухгалтерская отчетность.
Сегодня подготовку консолидированной финансовой отчетности по стандартам ОПБУ США (US GAAP) ведем на платформе «1С:Предприятие 8» (реализация и внедрение – Компания АиБ).
В программе все изменения сохраняются за произвольный период, всегда оперативно можно получить информацию за прошедшие периоды. Сетевой режим работы позволяет работать с одними данными нескольким сотрудникам одновременно. Программа может найти технические ошибки, например ошибки ввода. Но основное решение всегда принимает специалист, никакая программа не может заменить человека.
Кроме этого, нашей задачей было сделать программу удобную и прозрачную для наших аудиторов, которые участвовали в разработке методологии, заложенной в основу программы.
Трудности при внедрении программы были, некоторые алгоритмы не сразу удалось реализовать, что-то приходилось переделывать по нескольку раз. Было приложено много усилий, но мы стремились максимально автоматизировать процесс консолидации. Результат нас порадовал – 90% функций автоматизировано, а 100% не бывает из-за профессионального суждения специалистов.
Этапы обработки информации:
- ведение структуры предприятий (организационных единиц) – периметр консолидации;
- сбор отчетности от организационных единиц – комплект форм, в который входят бухгалтерская отчетность по российским стандартам (РСБУ) и набор форм-расшифровок, необходимых для формирования отчетности по US GAAP;
- расчет трансформационных поправок;
- элиминация внутригрупповых оборотов;
- консолидация и консолидационные поправки;
- отчетность по стандартам US GAAP.