Проект Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» продолжает свой пятилетний путь ко второму чтению.
Его рассмотрение значится в плане Госдумы на текущий месяц, однако дата не установлена – ввиду финансового кризиса у законодателей могут оказаться более актуальные проблемы.
Важными изменениями в новой версии документа являются уточнение перечня опасных объектов и новый подход к определению страховой суммы, основанный на расчете ожидаемого количества потерпевших в случае аварии по каждому опасному объекту. Хотя законопроект, текст которого занимает более 50 страниц (29 статей), признан рецензентами экономически целесообразным, экспертами как со стороны страхового сообщества, так и со стороны Администрации Президента был выдвинут ряд технических поправок. Это касается определения исковой давности (2 года предложено увеличить до 3 лет), возмещения убытков, связанных с упущенной выгодой и моральным ущербом (оба пункта предложено исключить), определения системы лицензирования страховщиков по ОПО, определения некоторых понятий (например, «прилегающая территория») и т.п.
Законопроект рекомендован к рассмотрению во втором чтении. За прошедшие 5 лет его актуальность только повысилась, считают разработчики. Усиливающийся износ инфраструктуры в стране может привести вскоре к крупным авариям, и «страховую подушку» следует создавать как можно скорее. Около двух недель назад в Москве уже произошел взрыв на газовой сети со значительным имущественным ущербом.
Однако нелегкая судьба законопроекта заставляет сомневаться в его светлом будущем. Документ имел в прошлом влиятельных противников внутри государственного аппарата, а финансовый кризис может послужить дополнительным аргументом против, так как принятие закона потребует расходов со стороны бюджета. В этом случае страховое лобби готово представить законодателям параллельные проекты, связанные с серьезной переработкой текстов ныне действующих федеральных законов № 116 «О промышленной безопасности производственных объектов» и № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» (принятыx еще в 1997 г.), страховое возмещение по которым, как сказал глава ВСС, «является если не смешным, то издевательским».
Сейчас законопроект об ОПО идет на рассмотрение в связке с поправками в эти два закона, но, в случае если его продвижение окажется невозможным, ФЗ № 116 и № 117 от 21.07.97 могут стать основным центром приложения сил сторонников обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО.
В заключение стоит напомнить, что 5 лет прошло только с момента первого чтения законопроекта об ОПО, а в целом его продвижение заняло уже почти 8 лет. Стоять на распутье вечно невозможно, и законодателям пора определяться, каким именно образом они будут оберегать своих избирателей от последствий аварий на опасных производствах. Ныне действующее законодательство с этим не справляется: согласно исследованиям, обычное возмещение оказывается в 5–7 раз ниже требуемого. В результате ни об управлении рисками с помощью страховых инструментов с целью снижения аварий, ни об адекватном возмещении ущерба пострадавшим от них речи нет. 5 лет поправок, дополнений, рецензий, заседаний и затрат человеко-часов на один документ – слишком расточительно даже для такого традиционно щедрого на заседания государства, как наше.