Весомый пакет антикризисных мер, число которых постоянно увеличивается, рассчитан в первую очередь на поддержку крупных государственных банков и госкомпаний. Это, конечно, гораздо лучше, чем ничего или полное отсутствие господдержки экономики, которое было характерно для кризиса десятилетней давности. Однако бизнес-сообщество настаивает, чтобы живительный денежный поток проник до предприятий реального сектора экономики.
В условиях разворачивающегося кризиса ни внешние рынки, ни приток иностранного капитала больше не могут быть главным источником финансирования российской экономики. Поэтому необходимо менять механизм финансирования роста экономики, который сложился в последние 4–5 лет.
Сейчас особое значение приобретают внутренние источники – свободные средства Пенсионного фонда, часть денег Фонда национального благосостояния, профицит бюджета и долгосрочные депозиты юридических лиц и населения.
Вместе с тем нужно сделать все, чтобы антикризисные меры не пришли в прямое противоречие с курсом на экономическое развитие России и рост благосостояния ее населения.
Ведь в реальной экономической практике ситуация с финансовой поддержкой экономики может развиваться по принципу «кому – война, а кому – мать родна».
С одной стороны, уже сегодня понятно, что подавляющему большинству бизнесменов государственные финансовые средства будут малодоступны. Даже более 800 стабильных банков, которые не могут похвастаться рейтингами международных агентств, окажутся отрезанными от прямой господдержки.
С другой – небольшому числу крупных банков средства будут предоставляться державой под невысокие проценты, а на межбанковском рынке деньги могут выставляться под 25% годовых. На каких условиях получат финансовые ресурсы отечественные предприятия, догадаться нетрудно – от 35% и выше. Именно поэтому финансовая помощь отечественной банковской системе должна сопровождаться введением жестких правил, обязывающих банки сохранять имеющиеся кредитные линии не только для государственных, но и для частных компаний и в установленные сроки предоставлять займы средним и малым предприятиям.
Кстати, премьер-министр Владимир Путин и президент ТПП Евгений Примаков уже заявили практически одновременно, что реальный сектор экономики начал чувствовать нехватку средств для инвестиций и нуждается в рефинансировании своих долгов. Не приходится рассчитывать, что в создавшихся условиях эти проблемы будут решены исключительно за счет поддержки банков.
Сегодня нужны непосредственные финансовые инъекции в реальную экономику, меры по ее стимулированию, способные сохранить и укрепить позитивную экономическую динамику: рост ВВП, переход хозяйственного комплекса на инновационные рельсы.
Необходимо срочно вернуться к теме снижения налогового бремени на российские предприятия. Решение об отмене платежа по НДС по итогам третьего квартала нынешнего года позволит оставить в экономике порядка 200 млрд руб., крайне нужных бизнесу в ситуации кризиса ликвидности. Но эту тему нужно обязательно продолжить, снизив НДС на постоянной основе. Целесообразно также восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль и предоставить рассрочку по ЕСН.
Крупные корпорации, получающие сейчас огромные средства от государства на рефинансирование своих зарубежных долгов (сколько раз, кстати, говорили эксперты, что этот приведет к тяжелым последствиям!), просто обязаны быстро расплачиваться со своими российскими поставщиками. Это даст возможность средним и малым фирмам не замедлять темпы хозяйственного оборота.
Наконец, желательно расширить размер госзаказа, ориентированного на отечественных производителей. Бюджетные деньги послужат отличным стимулом для поддержания их экономического роста...
Лакомые куски антикризисного пирога, созданного, кстати, за счет всей страны, не должны осесть на верхушке банковской системы и в корпорациях, а достаться прежде всего реальному сектору экономики, от состояния которого зависит уровень жизни российских граждан.