К середине 2009 года большая часть таможенной инфраструктуры из Москвы и Санкт-Петербурга должна быть выведена к границам соответственно Московской и Ленинградской областей. Отметим, что только в Москве и области на данный момент функционируют 8 таможен и 97 таможенных постов.
За срок меньше года ФТС должна будет оперативно подготовить к новым нагрузкам транспортно-логистическую инфраструктуру двух столичных областей. Найти и подготовить территории для мест оформления, таможен, подъездных путей, складских терминалов. Согласовать этот вопрос с региональными властями. Успеет ли – вопрос открытый. Чиновники ФТС излучают оптимизм: летом грядущего года оформление грузов будет происходить уже за пределами столичных мегаполисов, уверяют они. Впрочем, заметно упрощает задачу позитивная динамика, наблюдаемая в Северной столице. Там реформа фактически уже идет, ключевые посты вынесены за пределы города.
Следующий после Москвы и Петербурга регион, где таможню переселят поближе к границе, – это Дальний Восток. Впрочем, там потребуется перенос только Забайкальской таможни в Читинской области. Остальные и так находятся вблизи границы.
Что хотим получить? Во-первых, ускорение процесса таможенного оформления. Что должно облегчить рост внешнеторгового оборота и борьбу с «серым» импортом.
Второй момент: Москва и Петербург избавятся от потоков фур, проезжающих через город и создающих пробки, которых и без них более чем достаточно. При этом таможенные операции будут перераспределены между таможенными органами внутри страны и на приграничных территориях. Предусматривается внедрение современных информационных технологий, которые должны будут повысить оперативность таможенного оформления и способствовать уменьшению «коррупционности» этого процесса.
Как отмечают в ФТС, система оформления груза у границы должна привести к тому, что по территории России будет ехать только растаможенный, юридически чистый груз, а все, что ввезено в страну незаконно, будет отсеиваться уже на границе. Так принято во всем мире, и так должно быть у нас. Импортеры по идее тоже должны поддержать нововведения – после оформления на границе товар может сразу следовать по маршруту, диктуемому требованиями бизнеса, а не предписаниями таможенных органов. Но...
По мнению таможенных брокеров, даже в сравнительно благоприятных условиях СанктПетербурга, где реформа уже осуществляется, а государственная граница и так близко, вряд ли за год удастся полностью подготовить к работе новые пункты таможенного оформления. Ведь предстоит поистине огромный объем работ. Еще один болезненный вопрос: хватит ли средств на реализацию столь масштабного проекта? Правда, крупнейшие компании транспортно-логистического бизнеса уже получили предложение принять участие в строительстве объектов на границе, в первую очередь складов временного хранения и грузовых терминалов. Однако на участие крупных игроков рынка можно рассчитывать только в случае возможности получения прибыли от дальнейшего использования инфраструктуры – это реально в случае совместного с таможней использования, в частности, складов. Но готова ли к этому таможня?
Открыт вопрос и с персоналом. Его на периферии остро не хватает, и не совсем ясно, где
брать новых специалистов. Наконец, некоторые импортеры уже сейчас сетуют на грядущие трудности со сбытом товара. Ведь реализация импортного груза зачастую происходит после растаможки в той же Москве. При новой системе эта схема неизбежно претерпит изменения.
Затрудняет реализацию планов ФТС и ее низкий технологический уровень: электронное декларирование грузов хотя и вводится достаточно интенсивно, но отсутствие общей базы у таможенников и налоговиков заставляет в итоге все равно переводить документы в бумажный вид. Техническая модернизация необходима, но это очень затратный процесс. Необходимо также заменить разрешительный порядок импорта на уведомительный. Этот процесс сам по себе глобален и всеобъемлющ – он предусматривает в том числе и законодательные поправки, и внутренние структурные изменения в самой ФТС. Вряд ли можно рассчитывать на быстрые подвижки в этой сфере.