То, что сегодня происходит на мировых финансовых площадках, многие эксперты рынка по обе стороны Атлантики уже сравнивают с Великой депрессией, имевшей место в 30-гг. прошлого века. Корректность и, главное, уместность подобного сравнения оставим в стороне, ведь до сих пор в экономической теории нет единого мнения о причинах возникновения мирового кризиса.
Вне всякого сомнения, первопричиной самого катастрофического для мировых финансов кризиса под названием «Великая депрессия» стал обвал на фондовом рынке. Биржевому краху 1929 г. предшествовал спекулятивный бум 1920-х гг., во время которого миллионы американцев инвестировали свои средства в акции. Растущий спрос на акции приводил к росту цен на них, что, в свою очередь, привлекало еще большее количество новых инвесторов. Для сравнения: драйвером нынешнего кризиса можно считать ипотечный бум в США, вызванный масштабным предложением на рынке дешевых кредитов. И в том и в другом случае мы имеем дело с гигантским финансовым пузырем.
29 октября 1929 г. не случайно стало главным мировым «черным вторником». В этот день акции упали в общей сумме на 10 млрд долл. Падение цен на акции продолжалось целую неделю. А к началу ноября кризис поразил и товарные рынки. Примечательно, что менее чем за 15 банковских дней убытки США превысили все затраты, понесенные страной за годы Первой мировой войны, и составили примерно 30 млрд долл., то есть треть национального дохода. Но самое худшее было впереди.
В пиковое время Великой депрессии – с 1929 по 1932 г. – в США закрылось более 5 тыс. банков, акции обесценились на 40 млрд долл., промышленное производство сократилось в 2 раза, а более 12 млн граждан страны лишились работы.
Кризис был всеобщим – он охватил все страны с рыночной экономикой и все без исключения отрасли мирового хозяйства. В дальнейшем это привело к мгновенной изоляции национальных экономик и разрушило доверие между их финансовыми системами.
Основным методом борьбы с кризисом, что называется, «в его логове» стало государственное вмешательство во все сферы общественно-экономической жизни и регулирование правительством отношений между различными экономическими субъектами. Администрация президента Рузвельта прежде всего была вынуждена разобраться с банковскими проблемами. В начале марта 1933 г. президент объявил чрезвычайное положение и закрыл все банки. После процедуры принудительной санации количество банков уменьшилось на 15%, а объем их активов возрос на 37%. Также Рузвельт издал закон, согласно которому было снижено золотое содержание доллара, то есть доллар был, по сути, девальвирован.
В результате принятых мер американская экономика сумела к 1937 г. почти достигнуть уровня 1929 г., понизить долю безработных, увеличить реальный валовой национальный продукт. Кстати, восстановить максимальные показатели индекса Dow Jones на начало биржевого краха 1929 г. удалось только к 1951 г.