ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ «ЭЖ»

| статьи | печать

В период кризиса редакция «ЭЖ» решила создать Экспертный совет, в который пригласила экономистов, политологов и специалистов по государственному управлению для обсуждения экономических, политических и социальных вызовов, встающих перед Россией, и оценки того, как наше государство с ними может и будет справляться.

В первом заседании Экспертного совета приняли участие:

Андрей Нещадин, к.с.н., заместитель директора Экспертного института РСПП, профессор МГУПБ

Михаил Малютин, к.ф.н., координатор Ассоциации политических экспертов и консультантов (АСПЕК), доцент кафедры публичной политики Высшей школы экономики

Андрей Калганов, д.э.н., старший научный сотрудник экономического факультета МГУ

Дмитрий Журавлев, государственный советник III класса Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

1. Кризис уже «достиг дна» или будет продолжаться?

2. Какие последствия для экономики России дадут меры, предпринимаемые Правительством для преодоления кризиса?

3. Наиболее вероятные сценарии развития событий в экономике и политике России в ближайшее время.

Следите за нефтью и банками

По общему мнению экспертов, говорить о завершении кризиса не приходится. Если западная экономика находится примерно в середине трагедии, то в России представление пока не началось: прозвучал только третий звонок.

В силу гораздо меньшей финансализации отечественной экономики развиваться кризис у нас будет не совсем так, как на развитых рынках. Так называемое бегство иностранного капитала из России пока не стало катастрофой, поскольку бегут деньги с фондового рынка, который в минимальной степени являлся источником финансирования для отечественных предприятий. Оттока иностранных инвестиций из реального сектора пока нет, потому что не было и притока. Реальные инвестиции были сконцентрированы в отраслях, направленных на потребление внутри страны: пищевой промышленности, ритейле, сборке автомобилей. Эти отрасли, перестроившись под спрос более бедного слоя населения, с большим или меньшим успехом продолжат свою работу.

Мировой кризис пока может оказать свое влияние лишь через банковскую систему и фондовый рынок. В дальнейшем из-за рецессии мировой экономики может произойти падение цен на нефть. В цене 100 долл. за баррель от 1/5 до 1/3 составляет спекулятивная надбавка, транслирующаяся с рынка деривативов. Если реальный спрос из-за стагнации мирового производства сократится хоть на пару процентов, спекулятивная надбавка может схлопнуться. Останется лишь «реальная цена» – около 60 долл. за бочку. Но средств поддержать цену нефти у нас в распоряжении нет.

Спасение банковской системы Россия ведет в русле американской стратегии выхода из кризиса, направляя средства на поддержание ликвидности и котировок фондовых рынков. 1,3 трлн руб. предоставлены 3 государственным банкам, с тем чтобы они сами распределили их по всем остальным банкам, а те, в свою очередь, принесли их на торговые площадки. Для финансирования выкупа собственных акций госкомпаниями государством вброшено еще 50 млрд руб. И хотя обговаривалось, что эти деньги будут взяты из бюджета, но, поскольку такой статьи расходов там не предусмотрено, можно предположить, что это средства Стабилизационного фонда или те деньги, которые туда не попадут. Кроме того, Центробанк выделяет из золотовалютного фонда сумму в 50 млрд долл. для рефинансирования долгов российских компаний, странным образом cовпадающую с размером зарубежных заимствований, которые они должны покрыть до

конца года (48 млрд долл.).

Но, как показывают торги на ММВБ и РТС, выделенные деньги ни до банков, ни до фондового рынка, судя по всему, не дошли. Возникает вопрос: средства, выделенные на поддержку ликвидности и фондового рынка, действительно ли предназначены для этой цели? Или это, наконец, найденный чиновниками сравнительно честный способ «распилить» Стабфонд? Мнения экспертов по этому вопросу, а также сценарии развития экономики страны, в случае если цена на нефть упадет ниже 60 долл. за баррель или останется высокой, мы предложим вам в следующем номере «ЭЖ». Пока же предлагаем прочитать антикризисные советы Андрея Нещадина на 4-й полосе.