Уже почти год действует Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон), регламентирующий порядок деятельности саморегулируемых организаций (далее – СРО). Закон переполнен отсылочными нормами к еще не существующим актам, ни один из которых не был до сих пор принят. И вот она – первая ласточка: Правительство РФ 29.09.2008 Постановлением №724 утвердило Правила ведения Государственного реестра СРО (далее – Правила). Попробуем разобраться, по каким правилам теперь будут вестись реестры СРО.
Напомним, что под СРО законодатель определил некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида (п. 1 ст. 3 Закона).
Другими словами, основной целью создания СРО является объединение лиц по профессиональной принадлежности с разработкой стандартов деятельности в определенной сфере, которым должны подчиняться члены этого объединения, и с установлением ответственности за некачественно оказываемые ими услуги, выполняемые работы, производимые товары.
Примерами СРО, на которых распространяется Закон, являются объединения арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. СРО создаются также в сфере рекламы, кадастровой деятельности, в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и в других сферах, предусмотренных федеральным законодательством.
Хозяева реестра
Помимо реестра, который ведется в каждой отдельно созданной СРО, включающей в себя информацию о ее членах, законодатель предусмотрел Государственный реестр созданных СРО (далее — Госреестр). Причем этот Госреестр, по задумке законодателя, должен быть не один, а несколько: в каждой сфере деятельности СРО. Порядку его ведения посвящены ст. 20 Закона и новые Правила, которые начнут применяться с 11 октября 2008 г.
Ведение реестра в определенной сфере деятельности согласно п. 2 ст. 20 Закона передается уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности.
Другими словами, по общему правилу Госреестр ведется Минюстом РФ, который осуществляет функции регистрирующего органа для некоммерческих организации (п. 4 Указа Президента РФ от 12.05.2008 № 724), до тех пор, пока не будет определен уполномоченный орган в соответствующей сфере деятельности.
Например, в настоящее время такой орган определен только для СРО арбитражных управляющих и оценщиков. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 451 на Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) возложены функции уполномоченного органа в сфере ведения единого Государственного реестра СРО арбитражных управляющих и организаций оценщиков.
Напомним, что СРО согласно п. 6 ст. 3 Закона приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в Госреестр и утрачивает этот статус с даты исключения сведений из него. Новые Правила очень подробно описывают процедуру ведения Госреестра, но мы остановимся на моментах, которые интересны пользователям реестра.
Открытость, общедоступность и платность
Сведения, содержащиеся в Госреестре, являются открытыми и общедоступными. До недавнего времени (до принятия Постановления Правительства РФ № 724) услуги реестродержателя были бесплатными: и внесение сведений в реестр, и последующее предоставление содержащихся в реестре сведений по запросам заинтересованных лиц. Законом предусмотрена платность таких услуг.
Теперь установлены следующие расценки:
-
за внесение сведений в Госреестр взимается плата в размере 1000 руб.;
-
за предоставление сведений, содержащихся в Госреестре, взимается плата в размере 100 руб. для физических лиц и 300 руб. для юридических лиц.
Порядок предоставления заинтересованным лицам сведений, содержащихся в Госреестре, также регламентирован Правилами.
Помимо получения письменных выписок, с информацией о зарегистрированных СРО можно будет ознакомиться на официальном сайте уполномоченного органа в Интернете бесплатно.
Порядок подачи документов
В пункте 6 Правил раскрыт перечень документов, которые должна представлять СРО в уполномоченный орган вместе с заявлением о включении организации в Госреестр.
Указанные документы представляются уполномоченным представителем СРО непосредственно.
Есть и другая возможность представить документы в уполномоченный орган, если лично привезти их не получается. Они могут быть отправлены почтой, но с обязательным оформлением уведомления и описью вложения.
Решения реестродержателя
Решение о внесении сведений о СРО в Госреестр либо решение об отказе должно быть принято уполномоченным органом после проведения проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, в течение 7 рабочих дней с даты представления (п. 8, 9 Правил).
В течение 3 рабочих дней после принятого решения уполномоченный орган обязан направить в адрес СРО письменное уведомление: о внесении записи в Госреестр либо мотивированный отказ в совершении данного действия (п. 12 Правил).
Правилами предусмотрено два основания отказа во внесении сведений о СРО в Госреестр (п. 11 Правил):
-
если не представлены все предусмотренные Правилами документы;
-
если представленные документы не соответствуют требованиям, предусмотренным Законом.
Решение об отказе во внесении сведений в Госреестр может быть обжаловано в судебном порядке.
Порядок исключения из Госреестра
Правилами подробно регламентирован порядок исключения СРО из Госреестра (п. 14—16). Так, СРО считается исключенной из Госреестра и прекратившей свою деятельность в следующие сроки:
-
с даты представления в уполномоченный орган заявления об исключении из Госреестра;
-
с даты ликвидации или реорганизации СРО;
-
с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о СРО из Госреестра.
Подведем итоги
Порядок ведения Госреестра утвердили, теперь остается только строго ему следовать. Вместе с тем отметим два момента.
Принятые Правила не предусматривают для уже зарегистрированных в Госреестре СРО необходимость перерегистрации. Это радует, поскольку не взваливает на плечи СРО дополнительных хлопот.
Второй момент не дает успокоиться и касается органа власти, уполномоченного утверждать порядок ведения Госреестра. Совсем недавно Федеральным законом от 23.07.2008 № 160-ФЗ внесены изменения в ст. 20 Закона, вступающие в силу с 1 января 2009 г. Согласно данным изменениям порядок ведения Госреестра СРО должен устанавливаться со следующего года не Правительством РФ, а «уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти».
Возникает вопрос: неужели будут отменены только что принятые Правила и будет утвержден новый порядок ведения Госреестра или каждый уполномоченный в своей сфере орган будет разрабатывать свои правила с учетом принятых федеральным Правительством? Ответа на этот вопрос пока нет. Время покажет...