Записываемся в Госреестр СРО

| статьи | печать
Записываемся в Госреестр СРО

Уже почти год действует Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон), регламентирующий порядок деятельности саморегулируемых организаций (далее – СРО). Закон переполнен отсылочными нормами к еще не существующим актам, ни один из которых не был до сих пор принят. И вот она – первая ласточка: Правительство РФ 29.09.2008 Постановлением №724 утвердило Правила ведения Государственного реестра СРО (далее – Правила). Попробуем разобраться, по каким правилам теперь будут вестись реестры СРО.

 

На­пом­ним, что под СРО за­ко­но­да­тель оп­ре­де­лил не­ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции, ос­но­ван­ные на член­ст­ве, объ­е­ди­ня­ю­щие субъ­е­к­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти ис­хо­дя из един­ст­ва от­рас­ли про­из­вод­ст­ва то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) или рын­ка про­из­ве­ден­ных то­ва­ров (ра­бот, ус­луг) ли­бо объ­е­ди­ня­ю­щие субъ­е­к­тов про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти оп­ре­де­лен­но­го ви­да (п. 1 ст. 3 За­ко­на).

Дру­ги­ми сло­ва­ми, ос­нов­ной це­лью со­з­да­ния СРО яв­ля­ет­ся объ­е­ди­не­ние лиц по про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти с раз­ра­бот­кой стан­дар­тов де­я­тель­но­сти в оп­ре­де­лен­ной сфе­ре, ко­то­рым долж­ны под­чи­нять­ся чле­ны это­го объ­е­ди­не­ния, и с ус­та­но­в­ле­ни­ем от­вет­ст­вен­но­сти за не­ка­че­ст­вен­но ока­зы­ва­е­мые ими ус­лу­ги, вы­пол­ня­е­мые ра­бо­ты, про­из­во­ди­мые то­ва­ры.

При­ме­ра­ми СРО, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ет­ся За­кон, яв­ля­ют­ся объ­е­ди­не­ния ар­би­т­раж­ных уп­ра­в­ля­ю­щих, оцен­щи­ков, ау­ди­то­ров, ре­ви­зи­он­ных со­ю­зов сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных ко­о­пе­ра­ти­вов. СРО со­з­да­ют­ся так­же в сфе­ре ре­к­ла­мы, ка­да­ст­ро­вой де­я­тель­но­сти, в об­ла­с­ти ин­же­нер­ных изы­ска­ний, ар­хи­те­к­тур­но-стро­и­тель­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния, стро­и­тель­ст­ва, ре­кон­ст­рук­ции, ка­пи­таль­но­го ре­мон­та объ­е­к­тов ка­пи­таль­но­го стро­и­тель­ст­ва и в дру­гих сфе­рах, пре­д­у­смо­т­рен­ных фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Хо­зя­е­ва ре­е­ст­ра

По­ми­мо ре­е­ст­ра, ко­то­рый ве­дет­ся в ка­ж­дой от­дель­но со­з­дан­ной СРО, вклю­ча­ю­щей в се­бя ин­фор­ма­цию о ее чле­нах, за­ко­но­да­тель пре­д­у­смо­т­рел Го­су­дар­ст­вен­ный ре­естр со­з­дан­ных СРО (да­лее — Гос­ре­естр). При­чем этот Гос­ре­естр, по за­дум­ке за­ко­но­да­те­ля, дол­жен быть не один, а не­сколь­ко: в ка­ж­дой сфе­ре де­я­тель­но­сти СРО. По­ряд­ку его ве­де­ния по­свя­ще­ны ст. 20 За­ко­на и но­вые Пра­ви­ла, ко­то­рые нач­нут при­ме­нять­ся с 11 ок­тя­б­ря 2008 г.

Ве­де­ние ре­е­ст­ра в оп­ре­де­лен­ной сфе­ре де­я­тель­но­сти со­г­лас­но п. 2 ст. 20 За­ко­на пе­ре­да­ет­ся упол­но­мо­чен­но­му фе­де­раль­но­му ор­га­ну ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ля­ю­ще­му функ­ции в сфе­ре го­су­дар­ст­вен­ной ре­ги­ст­ра­ции не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, в слу­чае ес­ли не оп­ре­де­лен упол­но­мо­чен­ный фе­де­раль­ный ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ля­ю­щий функ­ции по кон­т­ро­лю (над­зо­ру) за де­я­тель­но­стью СРО в ус­та­но­в­лен­ной сфе­ре де­я­тель­но­сти.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, по об­ще­му пра­ви­лу Гос­ре­естр ве­дет­ся Ми­н­юстом РФ, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет функ­ции ре­ги­ст­ри­ру­ю­ще­го ор­га­на для не­ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ции (п. 4 Ука­за Пре­зи­ден­та РФ от 12.05.2008 № 724), до тех пор, по­ка не бу­дет оп­ре­де­лен упол­но­мо­чен­ный ор­ган в со­от­вет­ству­ю­щей сфе­ре де­я­тель­но­сти.

На­при­мер, в на­сто­я­щее вре­мя та­кой ор­ган оп­ре­де­лен толь­ко для СРО ар­би­т­раж­ных уп­ра­в­ля­ю­щих и оцен­щи­ков. По­с­та­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 12.06.2008 № 451 на Фе­де­раль­ную ре­ги­ст­ра­ци­он­ную служ­бу (Ро­с­ре­ги­ст­ра­цию) воз­ло­же­ны функ­ции упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на в сфе­ре ве­де­ния еди­но­го Го­су­дар­ст­вен­но­го ре­е­ст­ра СРО ар­би­т­раж­ных уп­ра­в­ля­ю­щих и ор­га­ни­за­ций оцен­щи­ков.

На­пом­ним, что СРО со­г­лас­но п. 6 ст. 3 За­ко­на при­об­ре­та­ет ста­тус СРО с да­ты вне­се­ния све­де­ний о ней в Гос­ре­естр и ут­ра­чи­ва­ет этот ста­тус с да­ты ис­клю­че­ния све­де­ний из не­го. Но­вые Пра­ви­ла очень под­роб­но опи­сы­ва­ют про­це­ду­ру ве­де­ния Гос­ре­е­ст­ра, но мы ос­та­но­вим­ся на мо­мен­тах, ко­то­рые ин­те­рес­ны поль­зо­ва­те­лям ре­е­ст­ра.

От­кры­тость, об­ще­до­с­туп­ность и плат­ность

Све­де­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в Гос­ре­е­ст­ре, яв­ля­ют­ся от­кры­ты­ми и об­ще­до­с­туп­ны­ми. До не­дав­не­го вре­ме­ни (до при­ня­тия По­с­та­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва РФ № 724) ус­лу­ги ре­е­ст­ро­дер­жа­те­ля бы­ли бес­плат­ны­ми: и вне­се­ние све­де­ний в ре­естр, и по­с­ле­ду­ю­щее пред­оста­в­ле­ние со­дер­жа­щих­ся в ре­е­ст­ре све­де­ний по за­про­сам за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц. За­ко­ном пре­д­у­смо­т­ре­на плат­ность та­ких ус­луг.

Те­перь ус­та­но­в­ле­ны сле­ду­ю­щие рас­цен­ки:

  • за вне­се­ние све­де­ний в Гос­ре­естр взи­ма­ет­ся пла­та в раз­ме­ре 1000 руб.;
  • за пре­до­с­та­в­ле­ние све­де­ний, со­дер­жа­щих­ся в Гос­ре­е­ст­ре, взи­ма­ет­ся пла­та в раз­ме­ре 100 руб. для фи­зи­че­ских лиц и 300 руб. для юри­ди­че­ских лиц.

По­ря­док пре­до­с­та­в­ле­ния за­ин­те­ре­со­ван­ным ли­цам све­де­ний, со­дер­жа­щих­ся в Гос­ре­е­ст­ре, так­же рег­ла­мен­ти­ро­ван Пра­ви­ла­ми.

По­ми­мо по­лу­че­ния пись­мен­ных вы­пи­сок, с ин­фор­ма­ци­ей о за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных СРО мож­но бу­дет оз­на­ко­мить­ся на офи­ци­аль­ном сай­те упол­но­мо­чен­но­го ор­га­на в Ин­тер­не­те бес­плат­но.

По­ря­док по­да­чи до­ку­мен­тов

В пун­к­те 6 Пра­вил рас­крыт пе­ре­чень до­ку­мен­тов, ко­то­рые долж­на пред­ста­в­лять СРО в упол­но­мо­чен­ный ор­ган вме­сте с за­я­в­ле­ни­ем о вклю­че­нии ор­га­ни­за­ции в Гос­ре­естр.

Ука­зан­ные до­ку­мен­ты пред­ста­в­ля­ют­ся упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем СРО не­по­сред­ст­вен­но.

Есть и дру­гая воз­мож­ность пред­ста­вить до­ку­мен­ты в упол­но­мо­чен­ный ор­ган, ес­ли лич­но при­вез­ти их не по­лу­ча­ет­ся. Они мо­гут быть от­пра­в­ле­ны по­чтой, но с обя­за­тель­ным оформ­ле­ни­ем уве­до­м­ле­ния и опи­сью вло­же­ния.

Ре­ше­ния ре­е­ст­ро­дер­жа­те­ля

Ре­ше­ние о вне­се­нии све­де­ний о СРО в Гос­ре­естр ли­бо ре­ше­ние об от­ка­зе долж­но быть при­ня­то упол­но­мо­чен­ным ор­га­ном по­с­ле про­ве­де­ния про­вер­ки пол­но­ты и до­с­то­вер­но­сти све­де­ний, со­дер­жа­щих­ся в пред­ста­в­лен­ных до­кумен­тах, в те­че­ние 7 ра­бо­чих дней с да­ты пред­ста­в­ле­ния (п. 8, 9 Пра­вил).

В те­че­ние 3 ра­бо­чих дней по­с­ле при­ня­то­го ре­ше­ния упол­но­мо­чен­ный ор­ган обя­зан на­пра­вить в ад­рес СРО пись­мен­ное уве­до­м­ле­ние: о вне­се­нии за­пи­си в Гос­ре­естр ли­бо мо­ти­ви­ро­ван­ный от­каз в со­вер­ше­нии дан­но­го дей­ст­вия (п. 12 Пра­вил).

Пра­ви­ла­ми пре­д­у­смо­т­ре­но два ос­но­ва­ния от­ка­за во вне­се­нии све­де­ний о СРО в Гос­ре­естр (п. 11 Пра­вил):

  • ес­ли не пред­ста­в­ле­ны все пре­д­у­смо­т­рен­ные Пра­ви­ла­ми до­кумен­ты;
  • ес­ли пред­ста­в­лен­ные до­ку­мен­ты не со­от­вет­ст­ву­ют тре­бо­ва­ни­ям, пре­д­у­смо­т­рен­ным За­ко­ном.

Ре­ше­ние об от­ка­зе во вне­се­нии све­де­ний в Гос­ре­естр мо­жет быть об­жа­ло­ва­но в су­деб­ном по­ряд­ке.

По­ря­док ис­клю­че­ния из Гос­ре­е­ст­ра

Пра­ви­ла­ми под­роб­но рег­ла­мен­ти­ро­ван по­ря­док ис­клю­че­ния СРО из Гос­ре­е­ст­ра (п. 14—16). Так, СРО счи­та­ет­ся ис­клю­чен­ной из Гос­ре­е­ст­ра и пре­кра­тив­шей свою де­я­тель­ность в сле­ду­ю­щие сро­ки:

  • с да­ты пред­ста­в­ле­ния в упол­но­мо­чен­ный ор­ган за­я­в­ле­ния об ис­клю­че­нии из Гос­ре­е­ст­ра;
  • с да­ты ли­к­ви­да­ции или ре­ор­га­ни­за­ции СРО;
  • с да­ты всту­п­ле­ния в за­кон­ную си­лу ре­ше­ния су­да об ис­клю­че­нии све­де­ний о СРО из Гос­ре­ест­ра.

Под­ве­дем ито­ги

По­ря­док ве­де­ния Гос­ре­е­ст­ра ут­вер­ди­ли, те­перь ос­та­ет­ся толь­ко стро­го ему сле­до­вать. Вме­сте с тем от­ме­тим два мо­мен­та.

При­ня­тые Пра­ви­ла не пре­д­у­сма­т­ри­ва­ют для уже за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных в Гос­ре­е­ст­ре СРО не­об­хо­ди­мость пе­ре­ре­ги­ст­ра­ции. Это ра­ду­ет, по­сколь­ку не взва­ли­ва­ет на пле­чи СРО до­пол­ни­тель­ных хло­пот.

Вто­рой мо­мент не да­ет ус­по­ко­ить­ся и ка­са­ет­ся ор­га­на вла­сти, упол­но­мо­чен­но­го ут­вер­ждать по­ря­док ве­де­ния Гос­ре­ест­ра. Сов­сем не­дав­но Фе­де­раль­ным за­ко­ном от 23.07.2008 № 160-ФЗ вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 20 За­ко­на, всту­па­ю­щие в си­лу с 1 ян­ва­ря 2009 г. Со­глас­но дан­ным из­ме­не­ни­ям по­ря­док ве­де­ния Гос­ре­е­ст­ра СРО дол­жен ус­та­на­в­ли­вать­ся со сле­ду­ю­ще­го го­да не Пра­ви­тель­ст­вом РФ, а «упол­но­мо­чен­ным Пра­ви­тель­ст­вом РФ фе­де­раль­ным ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти».

Воз­ни­ка­ет во­п­рос: не­у­же­ли бу­дут от­ме­не­ны толь­ко что при­ня­тые Пра­ви­ла и бу­дет ут­вер­жден но­вый по­ря­док ве­де­ния Гос­ре­ес­т­ра или ка­ж­дый упол­но­мо­чен­ный в сво­ей сфе­ре ор­ган бу­дет раз­ра­ба­ты­вать свои пра­ви­ла с уче­том при­ня­тых фе­де­раль­ным Пра­ви­тель­ст­вом? От­ве­та на этот во­п­рос по­ка нет. Вре­мя по­ка­жет...