Федеральная служба по финансовому мониторингу
Информационное письмо от 8 августа 2008 г. № 1
О предоставлении сведений об операциях с имуществом
1. Что следует считать датой совершения операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
Операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. В целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) операцией, подлежащей обязательному контролю по договору финансовой аренды (лизинга), следует считать передачу (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или превышающей ее.
Таким образом, датой совершения такой операции будет являться дата подписания документа, подтверждающего факт предоставления имущества в лизинг.
Сведения о вышеуказанной операции должны быть представлены в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания передаточного документа.
2. Необходимо ли включать НДС в сумму операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) при направлении сообщения в Росфинмониторинг?
В целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операцией по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) является стоимость предмета лизинга. При этом указанный Федеральный закон не уменьшает сумму, о которой необходимо сообщать в уполномоченный орган, на размер налога на добавленную стоимость.
3. Возможно ли досрочное представление информации в случае, когда лизинговые компании не имеют возможности своевременно информировать Росфинмониторинг об операциях по предоставлению или получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (например, когда передаточные документы подписываются в разных регионах)?
Основанием для предоставления или получения имущества в лизинг является договор финансовой аренды (лизинга). Документом, подтверждающим факт предоставления имущества, является передаточный документ.
При этом датой совершения операции по предоставлению или получению имущества будет являться дата документа, подтверждающего факт предоставления имущества лизингодателем лизингополучателю.
Таким образом, только передаточный документ, подтверждающий факт предоставления и получения имущества в лизинг, является основанием для направления в уполномоченный орган необходимой информации, поскольку становятся известны все определенные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведения, а именно: вид операции и основания ее совершения (номер и дата договора финансовой аренды (лизинга), номер и дата передаточного акта), дата совершения операции, сумма, на которую она совершена и т.д.
Следовательно, обязанность по представлению соответствующей информации в уполномоченный орган возникает с даты, указанной в передаточном документе, и должна быть исполнена не позднее рабочего дня, следующего за указанной датой.
4. Распространяются ли требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на юридических лиц, организующих и проводящих стимулирующие лотереи?
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Согласно Федеральному закону от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи,
а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея), относится к одному из видов лотерей, установленных статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Учитывая изложенное, в целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся также юридические лица, организующие и проводящие стимулирующие лотереи.
5. Что следует считать датой совершения сделки по договору купли-продажи недвижимого имущества в целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»?
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. Информация о такого рода сделках подлежит представлению в Росфинмониторинг в установленные сроки организациями, перечисленными в статье 5 указанного Федерального закона.
Учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки.
Таким образом, по нашему мнению, в случае если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует считать дату государственной регистрации этой сделки, и сведения об указанной сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.
В случае если сделка не подлежит государственной регистрации, по нашему мнению, обязанность соответствующих организаций представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора.
6. Если договор аренды недвижимого имущества заключен на неопределенный срок и в нем не указана общая сумма арендных платежей, с какого момента у организации возникает обязанность проинформировать Росфинмониторинг о такой сделке?
Если в договоре аренды недвижимого имущества общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, установленного пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то каждый раз, как только общая сумма платежей достигнет 3 000 000 рублей либо соответствующего эквивалента в иностранной валюте, у организации возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
При формировании сообщения о такой операции в реквизите 120 «Основание совершение операции» формы 3-СПД указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в реквизите 124 «Дополнительная информация» заполняются сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.
7. Существует ли возможность отправки формы 3-СПД в электронном виде? Если да, то каким образом можно получить соответствующую программу?
Согласно Положению о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 № 245, информация об указанных операциях представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе.
В соответствии с данным Положением на бумажном носителе указанная информация может предоставляться только по согласованию с Росфинмониторингом.
Порядок направления сообщений в электронном виде установлен Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 07.06.2005 № 86 и предполагает использование комплекса программных средств АРМ «Организация».
Для получения АРМ «Организация» организациям необходимо направить в Росфинмониторинг заявку по форме 2-УЦ на получение программного обеспечения АРМ «Организация» по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.
Информацию о порядке получения АРМ «Организация», а также о порядке представления сведений в электронном виде, можно узнать на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет: www.fedsfm.ru в разделе «В помощь организациям» (раздел «Техническая поддержка»), либо по телефону «горячей линии» (495) 627-32-99.
8. Возможно ли самостоятельное направление информации в Росфинмониторинг обособленным подразделением организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом?
В целях обеспечения надлежащего исполнения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части представления информации в Росфинмониторинг, а также соблюдения установленных указанным Федеральным законом сроков представления, допускается возможность направления информации об операциях обособленным подразделением (филиалом или представительством) организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (п. 3.3 Приложения 2 к Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 № 86).
Порядок формирования и направления в Росфинмониторинг сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, всеми ее обособленными подразделениями (филиалами или представительствами) устанавливает головная организация.
Одновременно при заполнении формы 3-СПД, в случае если обособленное подразделение (филиал или представительство) организации самостоятельно представляет сообщения, на листе 02 формы 3-СПД «Сведения об организации, представляющей информацию» реквизит 211 «Тип лица, представляющего информацию» заполняется значением «1», а в реквизите 212 «Наименование лица, представляющего информацию» указывается наименование филиала, а также полное наименование самого юридического лица. В реквизитах 230—235 указывается адрес, по которому зарегистрировано юридическое лицо, а в реквизитах 240—245 адрес фактического нахождения обособленного подразделения (филиала или представительства) организации.
9. Распространяются ли требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на индивидуальных предпринимателей?
В статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предприниматели без образования юридического лица (далее — ПБОЮЛ) прямо не указаны.
Вместе с тем, если осуществляемая ПБОЮЛ деятельность связана или относится к одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые перечислены в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, а также учитывая особый подход в законодательстве Российской Федерации к статусу предпринимателей, в частности в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в Налоговом кодексе Российской Федерации, положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ могут быть реализованы предпринимателями в инициативном порядке.
Так, ПБОЮЛ имеет право встать на учет в Росфинмониторинге (в случае отсутствия в сфере его деятельности надзорного органа), представив заявление в произвольной форме и карту постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.11.2005 № 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.12.2005 № 7275).
Кроме того, понимая, что определенные операции, сделки клиентов могут вызывать сомнения и выглядеть подозрительными, ПБОЮЛ может внедрять механизмы внутреннего контроля, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в частности, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, а также направлять соответствующую информацию в Росфинмониторинг.