Результаты деятельности компании все чаще ассоциируются с работой ее менеджеров. Поэтому собственники бизнеса, инвесторы, понесшие убытки, обычно предъявляют претензии персонально руководителям компаний. Обеспечить безопасность первых лиц организаций поможет страхование ответственности директоров.
Cтрахование ответственности директоров, должностных лиц и компаний (Directors and Officers Liability Insurance – D&O), а также страхование рисков, возникающих при первом публичном размещении ценных бумаг на иностранных биржах IPO (Initial public offering), как дополнительное покрытие по D&O полису широко распространено во всем мире.
Застраховаться могут практически все директора и должностные лица, кроме внешних управляющих и аудиторов. А также сами работники компании в отношении неверных действий директоров, связанных с трудовыми отношениями.
Таким образом, компания и ее руководство имеют выбор: самим оплачивать расходы на защиту и/или ущерб в связи с требованиями третьих лиц или купить договор страхования ответственности D&O.
В российской практике страховые суммы колеблются от 100 тыс. до 100 млн долл. (в зависимости от размера предполагаемых убытков). Договор имеет разные покрытия (см. схемы 1–3).
Причем в соответствии с условиями договора расходы по защите интересов директора, должностного лица выплачиваются страховщиком в качестве аванса до установления факта виновности или невиновности застрахованного. Последнее, конечно, весьма соблазнительно, но поговорку про бесплатный сыр сегодня знают даже дети, а уж директора тем более. Поэтому хочется спросить: в чем, собственно, интерес страховщиков?
Также встает резонный вопрос: что есть ответственность директоров? Сегодня она весьма размыта. Эту неясность намерена устранить ФСФР, приготовившая проект корректировок в ряд действующих федеральных законов (ГК РФ, законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг» и т.д.) с вынесением его на рассмотрение в Государственную Думу осенью этого года.
Конечно, иностранным контрагентам и инвесторам спокойнее иметь дело с застрахованными российскими компаниями, которым это нужно отчасти для имиджа. Опять же нельзя не учитывать многолетнюю судебную практику предъявления таких претензий в странах Европы, США и т.д. от третьих лиц – акционеров, инвесторов, кредиторов, работников дочерних компаний.
Для компаний, работающих в РФ, страховщики видят наличие договора D&O как возможность инвестиций, снижение риска банкротства, падения капитализации, компенсации ущерба компании и прочее. Предусмотрены и исключения, в которые входят риски, покрываемые другими полисами (телесные повреждения и ущерб имуществу, профессиональная ответственность аудиторов, юристов, оценщиков). А также все, что входит в юридическую «нечестность»: личная выгода, незаконное вознаграждение, введение в заблуждение, искажения и прочая «уголовщина».
Идея, конечно, неплоха, но знать бы еще, как это заработает... Да, в мире D&O распространен. Но в развитых странах и законы по-другому исполняются. Не как у нас – из-под палки да через раз. Не станет ли новое страхование еще одной дубиной в руках административного ресурса, рейдеров или коррупционеров-чиновников?
СПРАВКА
Правовые основания возникновения ответственности директоров:
- ст. 53 ГК РФ;
- ст. 71 Закона РФ «Об акционерных обществах»;
- ст. 22.1 Закона РФ «О рынке ценных бумаг»;
- ст. 44 Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- законы США: «О ценных бумагах» 1933 г., «О компаниях» 1985 г., Сарбэйнса Оксли 2002 г. и др.;
- аналогичное законодательство иных государств.
ВНИМАНИЕ!
Складывающаяся в России судебная практика указывает на рост количества исков о возмещении причиненного организациям ущерба, предъявляемых к лицам, наделенным правом принятия решений в силу занимаемой должности в органах управления этой организации. Пострадавшими по таким искам, как правило, являются акционеры (участники), банки-кредиторы, котрагенты по сделкам, признанным крупными или с заинтересованностью, и т.п.
Например, ФАС Волго-Вятского округа Постановлением от 11.07.2008 по делу № А17-4924/2007 удовлетворил иск о взыскании убытков, причиненных обществу виновными действиями его генерального директора, по решению которого выплачивалась материальная помощь и премии в особо крупных размерах высокооплачиваемым должностным лицам общества при отсутствии документального подтверждения необходимости в этом, в условиях нахождения общества в нестабильном финансовом положении.
Постановлением ФАС Московского округа от 17.04.2008 № КГА40/1967-08 исковые требования о привлечении генерального директора к субсидиарной ответственности удовлетворены. В рассматриваемом споре единоличный орган управления принял решение, приведшее к банкротству банка. Определением ВАС РФ от 24.07.2008 № 16507/06 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Борис Кузин, член комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям:
– Страхование директоров, должностных лиц и компаний значительно минимизирует риски при осуществлении внешнеторговых операций, деятельности за рубежом, иностранных инвестиций, а также снижает возможности получения претензий в рамках законодательства других стран.
Светлана Клейн, директор департамента страхования корпоративных клиентов ОАО «Росно»:
– Законодательства других государств предъявляют очень жесткие, поистине драконовские требования к российским компаниям, размещающим свои ценные бумаги; при этом особое внимание обращается на прозрачность компаний, соблюдение налогового законодательства и правил финансовой отчетности.
К СВЕДЕНИЮ
1. Риски корпоративного управления в результате неверных действий органов управления общества:
– ошибки, неточности или неполное раскрытие информации, допущенные в финансовой отчетности и в проспекте ценных бумаг;
– несоблюдение порядка проведения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
– нераскрытие или несвоевременное, неверное изложение существенных фактов, неправильная оценка инвестиций и сделок, применение методов недобросовестной конкуренции;
– ненадлежащий контроль за ответственными работниками и филиалами при осуществлении хозяйственной деятельности общества;
– неправомерное увольнение, дискриминация работника, отказ в его переводе в штат и иные виды нарушения трудового законодательства.
2. Тенденции необходимости страхования от корпоративных рисков:
– передача полномочий по оперативному управлению компанией от собственников к нанятому менеджменту. Низкий профессиональный уровень менеджмента;
– привлечение инвестиций путем увеличения количества миноритарных акционеров. Активный выпуск в обращение ценных бумаг общества и включение их в котировальные списки фондовых бирж (как в РФ, так и за рубежом);
– выход на международный рынок;
– отсутствие достаточных резервов на оплату ущерба и расходов на защиту;
– отсутствие опыта у директора или компании по урегулированию требований со стороны третьих лиц;
– практика предъявления требований со стороны государственных органов не только компании, но и менеджменту;
– формирующаяся судебная практика предъявления претензий менеджменту.