15 мая 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Спустя 4 месяца и Госдума РФ рассмотрела в первом чтении пакет законопроектов по этой теме. В субъектах Южного федерального округа избавлению от лишних административных барьеров тоже решили придать законный характер.
Под «крышей» прокуратуры
На днях Председатель Госдумы РФ Борис Грызлов привел достаточно удручающую статистику. По его словам, в настоящее время существует 30 видов государственного контроля и 15 видов социального. Проверки осуществляют 30 федеральных и 85 региональных ведомств. В 2007 г. было проведено 20 млн проверок предприятий малого и среднего бизнеса, на осуществление которых только из федерального бюджета было истрачено 162 млрд руб.
Это в целом по России. Но и в ЮФО картина не менее плачевная. Так, например, по данным прокуратуры Северной Осетии, из более 21 тыс. проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, проведенных в республике в минувшем году контролирующими органами, каждая вторая являлась безрезультатной, нарушения не выявлялись либо по результатам проверки они не устранялись.
Причинами сложившейся ситуации, считают в прокуратуре, являются несколько основных факторов. Это, во-первых, низкое качество планирования проверок, которые проводятся без надлежащего анализа ситуации в той или иной сфере правоотношений. Во-вторых, большое количество внеплановых проверок, которые зачастую осуществляются с нарушением установленного порядка и оснований, а также высокий уровень коррумпированности указанных правоотношений, причем как с одной, так и с другой стороны.
В целях информационного обеспечения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц прокуратурой республики разработано межведомственное соглашение контролирующих и правоохранительных органов при планировании комплексных проверочных мероприятий.
Нужно заметить, что еще 31 марта текущего года был издан Приказ Генерального прокурора России «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Приказом при прокуратурах многих субъектов ЮФО были созданы общественные советы по защите малого и среднего бизнеса. В Чечне такой совет возглавил зампрокурора республики Шарпуди Абдул-Кадыров, в Волгоградской области – первый зампрокурора региона Леонид Кондраев, в Астрахани – сам прокурор области Евгений Волколупов, в Кабардино-Балкарии – прокурор республики Олег Жариков.
На первых же заседаниях общественных советов прозвучали весьма неприятные для контролирующих органов цифры. Так, в Волгоградской области в первом полугодии 2008 г. выявлено 252 нарушения прав предпринимателей, а в Адыгее одним только главой администрации Майкопа издано 38 распоряжений, ограничивающих конкуренцию и нарушающих тем самым права субъектов предпринимательской деятельности. Сотрудники подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка МВД по Республике Адыгея регулярно проводили внеплановые проверки в отношении предпринимателей, что, по мнению прокуратуры, создавало предпосылки для коррупции в подразделении.
В Астраханской области вскрыты факты проведения сотрудниками органов внутренних дел проверок в отношении хозяйствующих субъектов при отсутствии на то достаточных оснований. При этом в результате ряда таких необоснованных проверок нарушения не выявлялись, а материалы списывались в наряд. В итоге только за 2006– 2008 гг. в прокуратуру области поступило 83 обращения по вопросам нарушения прав предпринимателей действиями должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, за указанный период органами прокуратуры оспорено более 30 нормативных актов, ограничивающих права хозяйствующих субъектов и вводивших не предусмотренные законом сборы и обязанности.
Интересные данные привел секретарь совета по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарии Олег Шандриков. «В прошлом году, – сказал он – контролирующие структуры провели 27 тыс. проверок, то есть по 3 на каждого предпринимателя. По их результатам принято 68 тыс. санкций. Какова экономическая отдача для государства и общества? Контролирующим органам необходимо осознавать: предприниматели влияют на экономику республики и отношение к ним должно быть соответствующее. Следует создавать банк проверок, в котором в свободном доступе разместить планы мероприятий всех контролеров».
Помогут чем могут
Помимо прокурорской защиты развитие малого и среднего бизнеса невозможно без законодательной поддержки. Это учли в Дагестане, где совет по развитию малого и среднего предпринимательства возглавил президент республики Муху Алиев, а Народное собрание без возражений приняло закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан».
В настоящее время в республике зарегистрировано свыше 50 тыс. субъектов малого предпринимательства (вместе с ПБОЮЛ). Доля работающих на малых предприятиях составляет более 12% от общего числа работающего населения, а доля продукции, производимой МП, в валовом региональном продукте республики составляет 10,3%. При этом, как отмечает начальник управления комитета правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка Мадина Алисултанова, «финансовые средства, предусматриваемые ежегодно в республиканском бюджете на поддержку малого предпринимательства, крайне недостаточны для достижения задач, поставленных перед отраслью, и не обеспечат необходимых условий для осуществления заметного сдвига в ее развитии в сторону улучшения». По ее словам, в 2008 г. на развитие малого предпринимательства в республике выделено всего 11 млн руб., на которые можно получить софинансирование из федерального бюджета до 25 млн руб. А вот, скажем, в Чеченской Республике на развитие малого бизнеса в текущем году выделено 75 млн руб., в Кабардино-Балкарии – 61,8 млн, в Ростовской области – 114 млн, в Адыгее – 20 млн руб. При этом, отметила М. Алисултанова, в Дагестане вдвое больше малых предприятий, чем в Кабардино-Балкарии, и в 10 раз больше, чем в Чечне.
В Ингушетии, где действуют более 6 тыс. малых предприятий, на которых занято 29 тыс. жителей республики, в нынешнем году на поддержку предпринимательства выделено 28 млн руб. (столько же, сколько и в 2007 г.). Однако министр экономики РИ Магомет Дошлакиев сообщил, что при формировании бюджета-2009 планируется увеличить расходы на эту помощь. «Президентом республики Муратом Зязиковым, – сказал он, – подписан указ о том, чтобы 1% от расходной части бюджета направлять на развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня экономическая ситуация в Ингушетии значительно лучше, чем несколько лет назад, и при наличии таких финансов мы действительно сможем эффективно поддержать предпринимательство».
В Адыгее в сфере малого бизнеса трудится около 40 тыс. человек, или 22,5% всех работающих. Здесь зарегистрировано более 2 тыс. малых предприятий и 21 тыс. ПБОЮЛ. Кабинет министров этой республики еще летом принял республиканскую целевую программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009– 2011 гг. Ее реализация обойдется республиканскому бюджету в 210 млн руб. и позволит создать 4 тыс. новых рабочих мест. Министр экономического развития и торговли Адыгеи Аслан Матыжев сообщил, что согласно этому документу «дополнительную финансовую поддержку получат субъекты малого предпринимательства, внедряющие новые технологии. Солидные средства направляются на развитие бизнес-центров и бизнес-инкубаторов».
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что совет по предпринимательству должен быть создан в каждом районе региона. Открывая заседание областного совета, он сообщил: «В настоящее время предприятия малого и среднего бизнеса уверенно наращивают свое присутствие в объеме валового регионального продукта. Сегодня доля их вклада составляет более 24%, что на 8% больше, чем в среднем по России. Наша задача – довести этот показатель до 40%. Добиться этого можно – малый бизнес мобилен и занимает те ниши, в которые не пойдет крупный капитал». В августе на заседании областного правительства была утверждена отраслевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 г.». В этом документе названа сумма господдержки из регионального бюджета – 172 млн руб.
Замкнутый круг
У малого бизнеса в ЮФО есть одна специфическая черта. Абсолютное большинство российских аналитиков отмечают здесь наиболее низкую производительность труда. Отставание производительности труда от среднероссийской по предприятиям в разных регионах округа варьируется от 25 до 60%.
Наименьшее отставание в производительности малого бизнеса наблюдается в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях, а также в Северной Осетии. Наибольшее – в Кабардино-Балкарии, Астраханской области, Калмыкии и Ставропольском крае. В последнем, кстати, зарегистрирован один из наименьших в ЮФО уровней плотности малого бизнеса на 100 тыс. населения. То есть при низкой плотности малых предприятий они одновременно являются более крупными по численности наемных работников. При этом уровень их производительности существенно ниже, чем даже в среднем по округу. В Ростовской области, наоборот, плотность малого бизнеса превышает среднероссийский уровень. Одновременно здесь наблюдается и лучшая производительность труда.
По данным Росстата, не менее 70% малых предприятий занимаются торгово-закупочной деятельностью. Эксперты считают, что сложившаяся в ЮФО ситуация (низкая производительность – недостаток финансирования – невозможность развития) может привести к постепенному изменению структуры малого бизнеса в пользу увеличения доли обрабатывающих производств и сферы услуг.