РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ | |
Правомерно принятый налогоплательщиком к вычету НДС должен быть восстановлен только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. (Определение ВАС РФ от 10.09.2008 № 11033/08) | |
Суть дела |
ООО ввезло из Республики Молдовы алкогольную продукцию, приняв к вычету суммы НДС. Кроме того, были приняты к вычету суммы данного налога, уплаченного обществом организациям – владельцам складов за хранение данной продукции. Впоследствии по решению суда нереализованные остатки алкогольной продукции были конфискованы и переданы в собственность государства. Данные меры были приняты на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2006 № 6 и Письма Роспотребнадзора от 04.04.2006 № 0100/3835-06-23, согласно которым приостановлено действие всех выданных санитарно-эпидемиологических заключений на коньяки, вино (в том числе шампанские вина) и виноматериалы, ввозимые в Россию из Молдовы. При проведении проверки инспекция сделала вывод о том, что в налоговом периоде, в котором вышеуказанная продукция была изъята из оборота и конфискована, соответствующие суммы НДС следовало восстановить. Поскольку общество этого не сделало, ИФНС приняла решение о начислении недоимки по указанному налогу, штрафа и пеней. Суды трех инстанций признали данное решение недействительным. Высший Арбитражный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра дела в порядке надзора. |
Решение суда |
Перечень случаев восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее принятых налогоплательщиком к вычету, установлен п. 3 ст. 170 НК РФ. Рассматриваемая ситуация под данный перечень не подпадает. Доказательств того, что алкогольная продукция приобреталась обществом не для осуществления облагаемых НДС операций, инспекцией не представлено. Обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятых к зачету сумм налога на добавленную стоимость должна быть предусмотрена законом. Такой вывод согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в Решении этого судебного органа от 23.10.2006 № 10652/06. При таких обстоятельствах вывод ИФНС о необходимости восстановления сумм НДС, принятых к вычету при ввозе алкогольной продукции, следует считать необоснованным. Также несостоятелен вывод инспекции о неправомерности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при хранении товара до его конфискации. В данном случае соответствующие суммы уплачивались налогоплательщиком организациям при исполнении договоров согласно нормам гражданского законодательства. Кроме того, на складах хранилась алкогольная продукция, произведенная не только в Республике Молдова. |
Замечание эксперта |
Вышеупомянутым Решением ВАС РФ признаны недействительными положения Письма ФНС России от 19.10.2005 № ММ-6-03/886 о необходимости восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров и правомерно принятых к вычету, в случае хищения данных товаров. |
Начисляя недоимку по ЕНВД и привлекая налогоплательщика к ответственности за неуплату данного налога, инспекция должна доказать, что хозяйствующий субъект осуществлял вид деятельности, облагаемый этим налогом. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2008 № Ф04-5444/2008(11111-А81-29) | |
Суть дела |
При проведении выездной проверки ИФНС, в частности, установила, что ОАО не применяло спецрежим в виде уплаты единого налога на вмененный доход в отношении оказываемых обществом услуг общественного питания. Налогоплательщику были начислены недоимка по данному налогу, штраф и пени. Суд первой инстанции признал решение ИФНС в указанной части неправомерным, с чем не согласились апелляционный и кассационный суды. |
Решение суда |
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ единым налогом на вмененный доход облагается предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания, осуществляемая через объекты организации общепита (за исключением оказания таких услуг учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту. Налоговый орган полагал, что общество занималось видом деятельности, указанным в приведенном подпункте. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления такой предпринимательской деятельности. В решении инспекции лишь указано на проведение осмотра помещения по оказанию услуг общественного питания и приведен расчет суммы данного налога. При этом ИФНС не ссылается на конкретные доказательства, послужившие основанием для принятия указанного решения. |
Замечание эксперта |
Из содержания обсуждаемого Постановления следует, что стороны конфликта не обсуждали признаки деятельности, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Общество вообще отрицало факт оказания услуг общепита. Этим и необычно данное дело. Можно предположить, что инспекция сделала вывод об осуществлении облагаемой ЕНВД деятельности, исходя только из наличия у налогоплательщика помещения, потенциально пригодного для организации общественного питания. Однако из положений гл. 26.3 НК РФ следует, что необходимым условием для применения спецрежима в виде ЕНВД является не возможность осуществления налогооблагаемой деятельности, а ее фактическое осуществление. |
РЕШЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ | |
Акционерное общество может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за каждый случай непредоставления акционеру запрашиваемой информации. (Постановление ФАС Уральского округа от 21.08.2008 № Ф09-6016/08-С1) | |
Суть дела |
Акционером в адрес ОАО направлено требование о предоставлении необходимых копий документов, заверенных генеральным директором или уполномоченным лицом и скрепленных печатью общества. При этом текст письменного обращения содержал гарантию оплаты за предоставление копий. Поскольку данное требование было оставлено без ответа и исполнения, акционер обратился с жалобой в отделение Федеральной службы по финансовым рынкам, которое вынесло постановление о привлечении ОАО к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Впоследствии тот же акционер обратился к обществу с аналогичным требованием, также оставленным без ответа и исполнения, в связи с чем ОАО вновь было привлечено к ответственности по вышеуказанной норме. Суд согласился с действиями отделения ФСФР. |
Позиция общества |
Лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за совершение одного административного правонарушения. |
Решение суда |
Из ст. 89 и 91 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон) следует, что общество обязано по требованию акционеров, имеющих в совокупности не менее 25% голосующих акций, предоставить копии документов бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования. Плата, взимаемая за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Частью 1 ст. 15.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо предоставление недостоверной информации. Пленум ВС РФ в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением. Следовательно, непредоставление акционеру обществом истребуемых копий документов по соответствующему запросу акционера считается совершенным административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, при каждом невыполнении обязанности, возложенной на него Законом. Поэтому привлечение ОАО к ответственности по факту вторичного непредоставления копий следует признать обоснованным. |
Суды решили так! («Бухгалтерское приложение», № 39, 2008 г.)
опубликовано:«ЭЖ-Бухгалтер» №39 (9253) 2008