Российско-американский лилипут

Даже отмена поправки Джексона – Вэника не повысит товарооборот РФ и США
| статьи | печать
Российско-американский лилипут

Структура российского экспорта в США традиционно характеризуется сырьевой направленностью. Доля машин и оборудования в нем продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка и анализ возможностей американских компаний показывают: Россия мало и плохо использует США в качестве поставщика новой техники и партнера в разработке новых технологий. Существуют также реальные возможности расширения российского экспорта путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг.

По данным МЭР, в экспорте товаров из России в США доминируют товары топливно-сырьевой группы, прежде всего нефть и нефтепродукты (28,0%), чему способствовала в первую очередь благоприятная ценовая конъюнктура на эти товары. Объемы поставок нефти и нефтепродуктов за истекший год составили 2252,7 млн долл. На черные металлы пришлось 17,0% российского экспорта в США (1367,0 млн долл.), на алюминий и изделия из него – 15,4% (1239,6 млн долл.). Увеличился объем поставок продуктов неорганической химии (1121,1 млн долл. – 13,9% всего российского экспорта в США), а также драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, жемчуга природного и культивированного (1027,4 млн долл. – 12,7%). Значительная доля пришлась на удобрения (201,0 млн долл.), древесину и изделия из нее (132,0 млн долл.), некоторые изделия машиностроительной промышленности (244,3 млн долл.).

В российском импорте из США в 2007 году преобладала продукция общего машиностроения и транспортные средства (около 65%). Существенную долю в импорте занимали средства наземного транспорта и их части – 19,1% (1802,1 млн долл.), ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства – 18,5% (1745,0 млн долл.). Мало, но все-таки импортировались также фармацевтическая продукция (360,8 млн долл.), пластмассы и изделия из них, прочие химические продукты (337,3 млн долл.), парфюмерные, косметические средства, мыло и моющие средства (280,0 млн долл.). Значительный удельный вес в ввозимой из США в прошедшем году продукции (более 12%) по-прежнему приходился на продовольственные товары, прежде всего на мясо и мясные субпродукты, объем импорта которых составил 851,0 млн долл.

Как считают в США, товарообороту мешают протекционистские ограничения, наложенные российской Госдумой. Например, как отмечено в ежегодном докладе американского минторга, Россия несколько снизила тарифы на ряд продовольственных товаров. Однако в Россию по-прежнему невыгодно ввозить спиртные напитки, медикаменты и устройства связи из-за дополнительных сборов и пошлин, а также требований по лицензированию и регистрации. Огромные таможенные пошлины и налоги на импортные товары «практически не позволяют российским авиалиниям закупать иностранные самолеты», отмечено в докладе. Пошлины и налоги повышают цены на американские легковые автомобили и внедорожники на 70%.

 

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ ПО-АМЕРИКАНСКИ?

По данным Федеральной резервной системы США, свыше 40% американских семей тратят денег больше, чем зарабатывают. Среднестатистический житель США имеет 13 кредитных обязательств: это долги по ипотечному, торговому (например, полученному на покупку автомобиля), образовательным кредитам и по кредитным карточкам. В среднем совокупный долг каждого американца составляет 16 635 долл. (оценка кредитного бюро Experian по состоянию на начало 2008 г.).

Опрос Национального Фонда потребительского кредита показал: 89% жителей США считают, что им оказалось легко стать должниками из-за чрезмерной доступности кредитов. Ежедневно среднестатистический американец становится мишенью более 3 тыс. рекламных и маркетинговых предложений.

Государственный долг США превышает 9 трлн 671 млрд 701 млн 374 тыс. 238 долл. При разделении этой суммы на численность населения США (по оценкам Бюро переписи населения, она примерно равна 305 млн) получается, что каждый американец – от грудных младенцев до глубоких стариков – ответствен за примерно 31,7 тыс. долл. государственного долга.

 

Но не все так трагично. В последние годы российские авиакомпании закупают «боинги», пошлины на которые снижены. Причина простая: отечественные самолеты пока неконкурентоспособны ни по сервису, ни по параметру цена топлива/его расход, ни по шумности авиадвигателей, которая превышает пока нормы ИКАО, ни по надежности. Есть на российских дорогах и американские автомашины, причем не только «бывшие в употреблении». А премьер-министр Владимир Путин на совещании по вопросам развития производства гражданских воздушных судов в Ульяновске заявил, что вопрос об обнулении ввозных пошлин на авиатехнику, не производимую в РФ, требует дополнительного рассмотрения. В этом случае для «Боинг» появляются новые возможности.

В России частенько говорят, что расширению взаимной торговли с США мешает поправка Джексона – Вэника (запрет на торговлю высокотехнологичными товарами), принятая в 1974 году как рычаг для того, чтобы СССР разрешил еврейскую и немецкую эмиграцию из страны. Не все знают, однако, что президент Буш ежегодно своим биллем отменяет действие этой поправки на текущий финансовый год.

Но и эта отмена существенной роли в росте торгового русско-американского оборота не играет: России пока просто нечего продавать в США, кроме невозобновляемых ресурсов, водки, икры, химических и стальных полуфабрикатов.

Главный экономист «Альфагрупп» Наталия Орлова говорит, что «объем российско-американской торговли невелик и в целом она расти не будет. Сырьевая ориентация российской экономики не позволяет увеличить торговый оборот, поэтому его рост маловероятен». А что касается поправки Джексона – Вэника, то «она не опасна потому, что нам просто нечего продавать США», тем более что «основной партнер России в торговле – это страны Европейского союза» и «наша роль для американской экономики невелика», заключает экономист «Альфа-групп».

С ней в основном согласен и экономист Михаил Делягин: «Ее объем невелик в отсутствии конкурентоспособных в США товаров из России». Более того, по мнению М. Делягина, нынешняя ситуация, когда Россия, по существу, наложила санкции на импорт американских куриных окорочков, хотя и затронет бедную часть российского населения, не фатальна для нас, ибо окорочка будут закупаться, например, в Бразилии и у отечественного производителя, а соглашения с американцами о закупке ежегодно

450–500 тыс. т окорочков были невыгодными. А вот выход США из соглашения по урану невыгоден прежде всего США, а ведь это была существенная часть российско-американского товарооборота.

 

МОЖНО ЛИ БЫЛО ПРЕДВИДЕТЬ КРИЗИС?

Еще в 1973 г. в США из печати вышла книга известного экономиста Бартона Малкиэля «Прогулки по Уолл-стриту», где было сказано: «Обезьяна с завязанными глазами, кидающая дротики в мишень, способна выбрать ценные бумаги для формирования инвестиционного портфеля столь же эффективно, как и лучшие финансовые эксперты».

 

Эксперты считают, что рост российско-американской торговли находится в зависимости от трех факторов: наличия товаров и услуг, которые могут заинтересовать американского потребителя, наличия желания российского бизнеса развивать с США торговые связи и наличия в США тех товаров, которые не производятся в КНР или странах ЕС и которые интересны России. «Скорее всего будет расти импорт из США», – считает Н. Орлова.

И действительно, такая тенденция стала весьма заметной еще в прошлом году, когда товарооборот вырос почти вдвое. В нынешнем июле минторг США опубликовал данные, согласно которым товарооборот между Россией и США за январь–май текущего года увеличился на 37,1% и составил 13,774 млрд долл., при этом импорт США из России вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,6%, до 9,868 млрд долл., а экспорт в Россию увеличился на 53,3%, до 3,906 млрд долл. Этот растущий американский экспорт представляет собой в основном передовое оборудование и технологии.

На данном этапе развития российской экономики это хороший признак.

Если посмотреть на структуру товарооборота США со странами Восточной Европы (включая Россию), то вырисовывается следующая картина: