Самым надежным способом инвестирования в условиях продолжающегося сегодня финансового кризиса, как и 10 лет назад, россияне считают покупку недвижимости. В то же время в отличие от преддефолтного периода 1998 г. граждане не торопятся покупать иностранную валюту. А вот доверие населения к частным банковским структурам, как это ни странно, до сих пор оставляет желать лучшего.
Жить в провинции, у моря...
Так получилось, что 10 лет спустя страна оказалась на пороге нового, хотя и совершенно иного по своей природе, финансового кризиса.
Не так давно «Национальное Агентство Финансовых Исследований» (НАФИ) осуществило исследование под названием «Финансовые услуги для населения» с целью выяснить, какие инструменты для инвестирования, по мнению россиян, сегодня наиболее надежны. Особый интерес для нас представляет тот факт, что аналогичный опрос проводился в августе 1998 г., что называется, за несколько дней до памятного многим дефолта. Если принять во внимание то, что осеннее обострение ситуации на финансовом рынке случилось несколько позже того времени, как закончился последний опрос, можно с большой уверенностью назвать его «Инвестиции россиян: в ожидании худшего».
Сравнительные результаты двух опросов позволяют говорить о том, что, как и 10 лет назад, в настоящее время наиболее надежным способом вложения денег россияне считают покупку недвижимости. Почти половина опрошенных в двух волнах исследования отметила этот вариант как наиболее надежный (47% в 2008 г. против 45% в 1998 г.).
Еще выше число сторонников приобретения недвижимости оказалось в Санкт-Петербурге и Москве – 62%.
Примечательно, что накануне дефолта 1998 г. инвестирование в недвижимость оказалось крайне неудачным способом сохранения денег, так как впоследствии произошло существенное снижение стоимости квадратного метра жилья по всем сегментам недвижимости.
Согласно наблюдениям «ЭЖ», сегодня взоры россиян меньше всего обращены на такой крайне «перегретый» сектор рынка, как московская недвижимость. Наибольшей популярностью у относительно состоятельных россиян пользуются постройки в таких некогда экзотических для инвестиций местах, как Средиземноморское побережье – Черногории, Хорватии, и «забугорных» черноморских землях – Румынии и Болгарии. Жилые объекты в этих странах, хотя и не обладают пока в полной мере необходимой инфраструктурой, но все это, как говорится, вопрос времени. А типовой рекламный слоган «Роскошный дом на морском побережье по цене московской комнатушки», используемый многими риэлтерами, и сегодня не дает покоя жителям столичных хрущевок.
Тем более что средний курортный балканский квадратный метр по цене в 3–5 раз ниже стоимости аналогичного московского метра в экономклассе.
При этом не последним мотивом для приобретения этого типа недвижимости можно считать довольно приличную степень защиты частной собственности в бывших странах соцлагеря и опосредованное влияние на данный сектор мировых финансовых потрясений.
В этом случае балканская недвижимость всерьез рассматривается многими относительно обеспеченными гражданами и в качестве возможного убежища на случай ухудшения политической и (или) экономической ситуации в России. Как говорится, «и от Цезаря далеко, и от вьюги» (И. Бродский).
Хрустальные банки
Примерно четверть населения в текущем году считает, что вклад в Сбербанке является надежным инструментом накопления средств. Примечательно, что в 1998 г. так считал только каждый десятый респондент НАФИ. Более того, за 10 лет привлекательность депозита в Сбербанке в глазах населения переместилась с 5-го на 2-е место по степени надежности. А вот вклады в других коммерческих банках считают надежными на сегодняшний день только 4% россиян. Такое «соотношение сил» выглядит более чем странным, принимая во внимание, что, с одной стороны, в стране уже не первый год довольно успешно функционирует эффективная система страхования вкладов населения, с другой – ставки по самым «длинным» депозитам в Сбербанке не только не дотягивают до среднерыночных, но и существенно отстают от показателя текущей инфляции.
Позволим себе предположить, что в данном случае на предпочтение россиян все же влияет «воспоминание о 1998 г.», когда в результате кризиса «оказались на дне» как раз некогда крупнейшие клиентские банки страны.
У столичных свои причуды...
Следует сказать, что другие активно используемые во всем мире инструменты инвестирования по-прежнему не выглядят для населения России надежными. Конечно же следует отметить, что за 10 лет удвоились доли респондентов, считающих вклады в ПИФы, негосударственные пенсионные фонды и в акции предприятий надежными способами вложения денег, что, по мнению экспертов, говорит о «положительной динамике отношения населения к таким видам вложений». Однако данные, к слову сказать, вполне цивилизованные, способы сохранения сбережений со средним показателем предпочтения до 5% (см. график) выглядят более чем скромно по сравнению с таким незатейливым и традиционным для нестабильной экономики финансовым инструментарием, как драгоценные металлы (15%) и даже наличные рубли (10%). Более того, накануне дефолта им отдавали должное соответственно 26 и 14% россиян.
Кстати, жители Санкт-Петербурга и Москвы продемонстрировали в ходе опроса в этом году большую лояльность к покупке акций предприятий и вложениям в ПИФы по сравнению с опрошенными в других населенных пунктах. Так, доля респондентов, назвавших акции предприятий и ПИФы надежным способом вложения денег, в обеих столицах примерно в 2 раза выше, чем в среднем по России. Обращаясь к «рейтингу» способов вложения средств, можно отметить, что для жителей двух столиц цивилизованные инвестиционные инструменты занимают более высокие позиции, чем в целом по стране. Покупка акций предприятий занимает у петербуржцев и москвичей 4-е место (по России – только 6-е), а вложения в ПИФы – 6-е (по России – 9-е).
Но самый большой отрыв в выборе антикризисных способов вложения денег можно наблюдать в номинации «наличная валюта». Если в холодном августе 1998 г. наличные доллары США и немецкие марки считали надежным способом вложения денег аж 39% россиян, то сегодня ровно нарезанную бумагу с портретами американских отцов-основателей, равно как и евровалюту, в качестве инструмента хеджирования предпочитают иметь в своих загашниках только 9% наших граждан.
Похоже, что по прошествии второй пятилетки с момента кризиса 1998 г. россияне вняли заверениям Правительства насчет наличия громадных золотовалютных резервов страны и иных «подушек финансовой безопасности».