Власти Красноярского края активно продвигают «в массы» деловой элиты страны свои крупнейшие инвестиционные проекты. При этом они ставят перед собой как минимум две задачи: ознакомить потенциальных инвесторов с перспективами их реализации и привлечь финансовые ресурсы. Об одном из таких проектов – создании к 2020 г. на базе 7 территорий региона Красноярской агломерации – на прошедшем в Иркутске V Байкальском экономическом форуме они говорили особенно часто.
Старт амбициозному проекту был дан 17 апреля 2008 г. В этот день губернатором Александром Хлопониным, мэрами Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, главами Емельяновского, Сухобузимского, Березовского и Манского районов было подписано соглашение об организации и осуществлении инвестиционного проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации на период до 2020 г.». Для его реализации власти края создали госкорпорацию «Красноярск-2020», наделив ее всеми необходимыми полномочиями. Возглавил новую структуру бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев.
Для того чтобы Красноярская агломерация стала не искусственным образованием, а развивалась гармонично, Александр Хлопонин обозначил круг вопросов, которые нужно решить.
«Я не сторонник городов «под колпаком», – заявил он, – и считаю, что Красноярская агломерация ни в коем случае не должна стать им. Она должна быть естественно развивающейся территорией, комфортной для жизни людей. Для развития регионов Сибири и Дальнего Востока необходимо добиться того, чтобы они стали привлекательными для людей, чтобы сюда стремились приехать. Достичь этого только за счет экономического фактора невозможно, необходимо создать качественную социокультурную среду».
На стадии разработки стратегии проекта власти края выделили те «магниты», вокруг которых будет строиться агломерация. Прежде всего это Сибирский федеральный университет, спортивно-развлекательный комплекс «Бобровый лог», кардиоцентр, авиахаб и другие проекты, реализуемые в регионе. При этом при разработке стратегии они постарались учесть три проблемы края – низкую мобильность, дефицит современной системы коммуникаций и комфортной среды обитания.
В рамках разработки концепции Красноярской агломерации будет подготовлено три основополагающих документа: стратегия социально-экономического развития Красноярской агломерации, схема ее территориального планирования и комплексная инвестиционная программа. По плану они должны быть готовы к концу 2009 г. В результате краевые власти намерены получить детально прописанный проект формирования новообразования.
Схема территориального планирования должна ответить на вопрос: где будут располагаться различные зоны агломерации – жилая, промышленная, торговая, рекреационная и другие? На картах должны появиться самые значительные будущие объекты. Комплексная инвестиционная программа – это обоснование целесообразности и источников финансирования их строительства.
Сказать, что у проекта есть явные недруги, нельзя. Но есть скептики, убежденные в том, что после кампании по объединению регионов пришла пора объединять города.
«Это ни в коем случае не объединение муниципальных образований, – убежден Б. Золотарев. – Самостоятельность муниципалитетов остается, образуется единое экономическое пространство, в котором и на территории которого будут внедряться новые стандарты жизни, новые правила. Агломерация в первую очередь необходима для того, чтобы определить условные границы территории, на которых существуют единые правила, выработанные самими муниципалитетами, расположенными на территории».
В качестве иллюстрации он привел пример. Сегодня аэропорт Красноярск расположен в Емельяновском районе, но граждане, которые пользуются аэропортом, проживают и в Красноярске, и в других городах. И человеку небезразлично, как он будет добираться из аэропорта в Красноярск. Кто станет решать эту проблему? Емельяновский район, на территории которого расположен аэропорт, или Красноярск? Агломерация будет решать именно такие межмуниципальные вопросы.
По расчетам краевых экспертов, общая стоимость проектов, которые будут реализованы на территории Красноярской агломерации, превысит 15 млрд долл. Большая часть предполагаемых инвестиций – частный капитал. Бизнес уже сейчас готов приступить к строительству современных грузовых терминалов и логистических центров в аэропортах Емельяново и Черемшанка.
Также частные компании готовы строить в агломерации крупные перерабатывающие предприятия, культурно-развлекательные, торговые и офисные центры класса А, гостиницы, туристические базы, кварталы элитного жилья и таун-хаусы, вкладывать деньги в производство продовольствия. Подчеркнем, это планы инвесторов, заявленные уже сегодня.
Государство в будущей агломерации возьмет на себя создание всей необходимой инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, водного транспорта, связи, коммунальной сети, системы энергоснабжения.