В 2007–2008 гг. заметно возросло давление на руководителей муниципальных образований со стороны органов власти субъектов РФ и правоохранительных структур. Только в этом году в среднем раз в неделю случались отставки мэров или возбуждались уголовные дела против градоначальников. Такая печальная статистика приведена в очередном мониторинге о реформе местного самоуправления, осуществленном Общественной палатой Российской Федерации.
Принуждение, доведенное до совершенства
Способов избавления от неугодных и неудобных руководителей местных администраций всего-то три. Но все они доведены до совершенства и уже заняли свое место в правовом понятийном аппарате:
- воздействие через принуждение к отставкам;
- отстранение от должности по решению суда;
- возбуждение уголовного дела.
Исследование, проведенное Центром политической конъюнктуры России по заказу Общественной палаты, свидетельствует, что с начала года зафиксировано около 90 публичных остроконфликтных случаев. Почти в 50 из них ситуация закончилась отставкой главы местного самоуправления. А более чем в 10 случаях преследуемые заключались под стражу или объявлялись в федеральный розыск. Бегство становится вынужденной мерой, поскольку все чаще практикуется арест непослушного на период предварительного следствия. Обвиняемым инкриминируется по мере убывания частоты применения:
- нецелевое расходование бюджетных средств;
- превышение служебных полномочий;
- незаконное предпринимательство.
Слов нет, главы местных администраций не без греха. Да и законодательство наше устроено так, что органы местного самоуправления порой вынуждены идти на нарушения.
Например, в интересах дела в период отопительного сезона приходится срочно потратить бюджетные деньги на покупку топочного мазута или угля. И это уже два нарушения – изъятие из бюджета средств, предназначенных на иные цели, и приостановка соглашения на муниципальный заказ из-за недобросовестности исполнителя.
Как отмечалось на недавнем собрании Союза российских городов в Нижнем Новгороде, над любым главой муниципального образования висит свой дамоклов меч. Он не опускается, пока муниципальный начальник не ищет личной выгоды.
Этим обстоятельством умело пользуются органы государственной власти субъектов Федерации и «примыкающие» к ним правоохранительные структуры – прокуратура, суд, милиция. Губернские власти уже не стесняются и прямых призывов к отставке.
Как отмечалось в Общественной палате РФ, такие прецеденты зафиксированы Брянской, Калужской, Калининградской, Рязанской и других областях.
А в Республике Башкортостан, Иркутской, Орловской областях и ряде других регионов по инициативе региональных властей возбуждались уголовные дела на строптивых градоначальников. Причем в последнее время участились примеры привлечения к уголовной ответственности по действиям, совершенным гонимыми до перехода на работу в органы местного самоуправления.
В последнее время арсенал принуждения к отставке пополнился еще одним инструментом. Инициируется внесение поправок в уставы муниципальных образований, отменяющих выборность местных глав. Такие факты председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов расценивает как действия по встраиванию муниципальной власти в вертикаль государственного аппарата.
Пик не пройден, и риски растут
Прогноз экспертов и членов Общественной палаты неутешителен. Конец года скорее всего ознаменуется новой волной давления на мэров городов и глав крупных муниципальных районов.
Произойдет это, во-первых, изза стремления региональных властей установить контроль над местными бюджетами до вступления в действие с 1 января 2009 г. Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003№131-ФЗ ).
Во-вторых, приближенное к государственной власти лобби частного капитала привлекают расширяющиеся полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ и регулирования строительного рынка. В частности, новые возможности выгодного вложения средств открываются с началом функционирования новой государственной корпорации – Фонда содействия развитию жилищного строительства, который будет получать земельные участки из федеральной собственности и передавать их в собственность муниципалитетов в целях жилищного строительства.
В конечном результате усиливающееся давление на местную власть может дискредитировать у населения суть муниципальной реформы, начатой полтора десятка лет назад.
Одновременно падает привлекательность муниципальной службы для молодых квалифицированных и инициативных кадров, считает генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. Еще, по его мнению, под предлогом борьбы с коррупцией большая часть губернаторов попытается решить локальные административно-политические задачи по устранению неугомонных и не подчиненных им местных руководителей.
Причины давления на глав местного самоуправления (по мере убывания степени значимости):
- растущая привлекательность контроля над органами местного самоуправления в преддверии реализации Федерального закона № 131*;
- аппаратные и лоббистские конфликты;
- недостаток прецедентов эффективной защиты главами местного самоуправления своих позиций;
- слабое присутствие тематики местного самоуправления в общефедеральной повестке дня;
- реальные преступления и правонарушения со стороны глав местного самоуправления.
* «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.; вступает в действие с 1 января 2009 г.
ИСТОЧНИК: Общественная Палата Российской Федерации