За что, родимые?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
| статьи | печать

В 2007–2008 гг. заметно возросло давление на руководителей муниципальных образований со стороны органов власти субъектов РФ и правоохранительных структур. Только в этом году в среднем раз в неделю случались отставки мэров или возбуждались уголовные дела против градоначальников. Такая печальная статистика приведена в очередном мониторинге о реформе местного самоуправления, осуществленном Общественной палатой Российской Федерации.

 

Принуждение, доведенное до совершенства

Способов избавления от неугодных и неудобных руководителей местных администраций всего-то три. Но все они доведены до совершенства и уже заняли свое место в правовом понятийном аппарате:

  • воздействие через принуждение к отставкам;
  • отстранение от должности по решению суда;
  • возбуждение уголовного дела.

Исследование, проведенное Центром политической конъюнктуры России по заказу Общественной палаты, свидетельствует, что с начала года зафиксировано около 90 публичных остроконфликтных случаев. Почти в 50 из них ситуация закончилась отставкой главы местного самоуправления. А более чем в 10 случаях преследуемые заключались под стражу или объявлялись в федеральный розыск. Бегство становится вынужденной мерой, поскольку все чаще практикуется арест непослушного на период предварительного следствия. Обвиняемым инкриминируется по мере убывания частоты применения:

  • нецелевое расходование бюджетных средств;
  • превышение служебных полномочий;
  • незаконное предпринимательство.

Слов нет, главы местных администраций не без греха. Да и законодательство наше устроено так, что органы местного самоуправления порой вынуждены идти на нарушения.

Например, в интересах дела в период отопительного сезона приходится срочно потратить бюджетные деньги на покупку топочного мазута или угля. И это уже два нарушения – изъятие из бюджета средств, предназначенных на иные цели, и приостановка соглашения на муниципальный заказ из-за недобросовестности исполнителя.

Как отмечалось на недавнем собрании Союза российских городов в Нижнем Новгороде, над любым главой муниципального образования висит свой дамоклов меч. Он не опускается, пока муниципальный начальник не ищет личной выгоды.

Этим обстоятельством умело пользуются органы государственной власти субъектов Федерации и «примыкающие» к ним правоохранительные структуры – прокуратура, суд, милиция. Губернские власти уже не стесняются и прямых призывов к отставке.

Как отмечалось в Общественной палате РФ, такие прецеденты зафиксированы Брянской, Калужской, Калининградской, Рязанской и других областях.

А в Республике Башкортостан, Иркутской, Орловской областях и ряде других регионов по инициативе региональных властей возбуждались уголовные дела на строптивых градоначальников. Причем в последнее время участились примеры привлечения к уголовной ответственности по действиям, совершенным гонимыми до перехода на работу в органы местного самоуправления.

В последнее время арсенал принуждения к отставке пополнился еще одним инструментом. Инициируется внесение поправок в уставы муниципальных образований, отменяющих выборность местных глав. Такие факты председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищной политике Леонид Давыдов расценивает как действия по встраиванию муниципальной власти в вертикаль государственного аппарата.

 

Пик не пройден, и риски растут

Прогноз экспертов и членов Общественной палаты неутешителен. Конец года скорее всего ознаменуется новой волной давления на мэров городов и глав крупных муниципальных районов.

Произойдет это, во-первых, изза стремления региональных властей установить контроль над местными бюджетами до вступления в действие с 1 января 2009 г. Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003№131-ФЗ ).

Во-вторых, приближенное к государственной власти лобби частного капитала привлекают расширяющиеся полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ и регулирования строительного рынка. В частности, новые возможности выгодного вложения средств открываются с началом функционирования новой государственной корпорации – Фонда содействия развитию жилищного строительства, который будет получать земельные участки из федеральной собственности и передавать их в собственность муниципалитетов в целях жилищного строительства.

В конечном результате усиливающееся давление на местную власть может дискредитировать у населения суть муниципальной реформы, начатой полтора десятка лет назад.

Одновременно падает привлекательность муниципальной службы для молодых квалифицированных и инициативных кадров, считает генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. Еще, по его мнению, под предлогом борьбы с коррупцией большая часть губернаторов попытается решить локальные административно-политические задачи по устранению неугомонных и не подчиненных им местных руководителей.

 

Причины давления на глав местного самоуправления (по мере убывания степени значимости):

  • растущая привлекательность контроля над органами местного самоуправления в преддверии реализации Федерального закона № 131*;
  • аппаратные и лоббистские конфликты;
  • недостаток прецедентов эффективной защиты главами местного самоуправления своих позиций;
  • слабое присутствие тематики местного самоуправления в общефедеральной повестке дня;
  • реальные преступления и правонарушения со стороны глав местного самоуправления.

 

* «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.; вступает в действие с 1 января 2009 г.

 

ИСТОЧНИК: Общественная Палата Российской Федерации