Казалось бы, частная собственность должна была спасти отечественные компании от воровства сотрудников, но, увы, надежды на строгое око частных владельцев не оправдались. А сегодняшняя активная передача рычагов управления в руки наемных топ-менеджеров тем более требует высокого заслона мошенничеству и коррупции для защиты прав акционеров.
Истинных размеров воровства в российских компаниях мы, наверное, так никогда и не узнаем. Но даже приблизительные оценки, которые дают независимые эксперты, показывают масштабность и болезненность проблемы.
Профессор государственного торгово-экономического университета Марат Мусин считает, что размер только «отмывки» бюджетных денег с помощью частных компаний сегодня составляет около 25% российского ВВП. Если же к этим цифрам добавить увод частных средств из предприятий и теневые обороты, то цифра приблизится к 40% валового продукта.
Кроме традиционных схем мошенничества (скачивание денег в лопающиеся фирмы, отправка в сиреневую даль вагонов с матценностями и т.п.) некоторые руководители и рядовые сотрудники используют самые современные способы «сравнительно честного отъема денег».
Так, оценка активов компании под флагом внедрения международных стандартов финансовой отчетности может быть сделана таким образом, что стоимость имущества возрастает в несколько раз, если нужно улучшить показатели отчетного баланса. Для продажи же «нужному человечку» активы оценят по стоимости, приближающейся к нулю.
Нельзя сказать, что российское законодательство не располагает средствами борьбы с незаконными деяниями отдельно взятых топ-менеджеров. Целый ряд статей уголовного кодекса России вполне пригоден для борьбы с ними: ст. 159 – против мошенничества, ст. 160 – присвоения или растраты, ст. 201 – злоупотребления полномочиями, ст. 204 – коммерческого.
Однако, как говаривал Остап Бендер, схвативший таки за руку подпольного миллионера (в отличие от правоохранительных органов), спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Спасительным кругом для собственников предприятий и инвесторов может послужить современная эффективная система внутреннего контроля. Принципы ее создания были сформулированы в экономически развитых странах после громких афер, поставивших крест на карьере менеджеров и капиталах инвесторов таких компаний, как Worldcom, Enron, Parmalat и пр.
Во-первых, формируется базовая среда контроля, отражающая общую атмосферу в компании, которая влияет на понимание и исполнение процедур контроля ее сотрудниками. Ее основными факторами являются честность, этические принципы, компетентность, авторитет и ответственность руководителей и работников.
Во-вторых, делается оценка рисков мошенничества. Она дает возможность выявить на предприятии слабые места, где воровство и коррупция могут «торпедировать» нормальную работу компании.
В-третьих, вводятся контрольные процедуры, предусматривающие выполнение всеми сотрудниками — от мала до велика — определенных проверочных действий, результаты которых помогут обнаружить мошенничество. Они включают в себя анализ финансово-экономических результатов деятельности, обеспечение безопасности активов, разделение полномочий и многое другое.
В-четвертых, создается корпоративная информационная система, обеспечивающая собственников и руководителей сведениями, которые позволяют осуществлять эффективный контроль на всех уровнях: от должностных инструкций до отчетов менеджеров.
Наконец, предполагается постоянный мониторинг функционирования всей системы внутреннего контроля.
В экономически развитых странах наличие систем внутреннего контроля в публичных компаниях предусматривается законодательством, а аудиторские компании в своих отчетах в обязательном порядке оценивают эффективность их работы. В нашей же стране требования к созданию таких систем существуют в основном в ведомственных нормативных актах (Банка России, ФСФР). Пора бы вывести требования о создании современных систем внутреннего контроля на уровень федерального закона и распространить их на широкий круг предприятий.